Логомаг

Конспекты занятий: черпаем идеи

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Дифференциация Р и РьКонспекты занятий: черпаем идеи


Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ р ] и [ р ].

Речевые задачи:
 1. Закреплять правильное произношение и различение звуков [ р ] и [ р ]
      в словах, в предложениях.
 2.Развивать умение детей делить слова на слоги и сопоставлять их со схемой
     а) слова типа: РАК, РОТ и т.д.
     б) слова типа: БОБЕР, ЖИРАФ и т.д.
     в) слова типа: СОРОКА, ВОРОНА и т.д.
 3. Развивать звуковой анализ и синтез слов, типа: ГРАЧ, КРОТ.
 4. Формировать и развивать фонематическое восприятие.
 5. Развивать интонационную сторону речи  (умение изменять силу голоса).
 6. Развивать диалогическую речь.

Познавательные задачи:
1.    Закреплять представление детей по теме «Животные».
2.    Расширять представления детей по теме «Птицы».

Воспитательные задачи:
 1.Воспитывать отзывчивость, доброту, чуткость по отношению к другим.
 2.Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
 3. Воспитывать терпение, умение выслушивать до конца взрослого, сверстника.

Оборудование: мольберт; сюжетная картина с изображением животных и птиц ( рысь, крот, ворона, сорока,
грач, тигр, воробей и т.д.); предметные картинки с изображением этих же животных и птиц; куклы театра би-ба-бо
 рысенок и тигренок; два домика (зеленый и синий); картинки с изображением-
 стрекоза, рысь, жираф, тигр, ворона, черепаха, снегирь, рыба, бобер, рак, сорока; схемы слов; две корзинки.

Речевой материал: Рысь, тигр, жираф, крот, черепаха, бобер, рак, рыба;
  сорока, ворона, грач, снегирь, воробей; мягкий согласный звук, твердый         
  согласный звук и т.п.   



                                              Ход занятия

 I  Организационный момент.
      
       / На ковре стоит мольберт. На нем сюжетная картина./
       Учитель логопед предлагает детям отправиться в лес.
     Давайте, представим, что мы вышли на полянку (показывает на картину).
   На полянке  учитель логопед просит детей отыскать тех животных и птиц,
   в названии которых есть звук [ р ] – рысь, крот, ворона, тигр, воробей, сорока,
   грач и т.д. / При правильном ответе ребенок получает соответствующую
   предметную картинку. Получив, картинку ребенок садится за стол /.
   Учитель логопед организует диалог детей:
  - У меня рысь.
  - А у меня ворона и т.д.
 
  II  Основная часть занятия.
    
   1.  Введение темы. / Учитель логопед с помощью кукол из театра би-ба-бо
       разыгрывает сценку/. Сценка «Рысенок и тигренок».           
   -  Повстречались на полянке рысенок и тигренок.
   Рысенок:    Ты кто?
   Тигренок:   Тигренок. А ты?
   Рысенок:     …ысенок.
   Тигренок:    Кто – кто?
   Рысенок:     …ысенок.
   Тигренок:    А мама у тебя кто?
   Рысенок:      …ысь.
   Тигренок:     А папа?
   Рысенок:      … ысь.
   Тигренок:    Ничего не понимаю?
   Рысенок:       Почему?
   Тигренок:     Да потому что нет такого зверя.
   Рысенок:      Как нет? А я?
   Тигренок:    Ну тогда ты неправильно говоришь. Какой-то звук не   
                      выговариваешь!
 
   Учитель логопед:   Какой звук не выговаривает рысенок?
    Дети:      / Звук [ р ] /
    Тигренок :  Я знаю, что надо делать.
    Рысенок:    Что?
    Тигренок:   Надо попросить ребят, чтобы они научили тебя говорить [ р] .
    Учитель логопед:   Поможем, ребята?

 2. Демонстрация и объяснение правильной артикуляции звуков [ р ] и [ р ],    
    используя индивидуальные зеркала.
    - Рот слегка приоткрыт, верхние зубы видны, язычок поднимается  вверх.
      Мы сильно дуем на язычок, и он вибрирует, прыгает.
     - Давайте попробуем. /Дети выполняют/.
     - А если завести язычок чуть-чуть назад, то мы произнесем звук [ р ]
 
 3.  Игра «Ловкие животные»
     Учитель логопед обращается к детям: Дети, назовите животных, которые         
       умеют рычать.
      Дети :  Львы, тигры, медведи, пантеры, леопарды и т.д.
       -  Встаньте в круг.  Представьте, что вы звери, закройте своими «лапками»      
         «мордочки».
                                       Не стучите в эти двери,
                                       Спят уже, наверно, звери!
                                       Если будете стучать –
                                       Звери могут зарычать (р – р – р )
    /Учитель логопед стоит в центре круга и легко постукивает по «лапкам»
     «зверушек». После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих     
     укрытий и рычат./
                                                                                                                                                                       
    4. Игровое задание «Слушай звуки  [р]  и  [ р ] в словах».
         / На ковре разложены картинки с этими звуками.
       Чуть поодаль  стоят два домика: зеленый и синий./
       Учитель логопед, обращается к детям: Сейчас, ребята, мы пойдем в гости    
        к  звукам   [ р ]  и [ р ].
     - Посмотрите, на какой  волшебной полянке мы оказались. Возьмите по
       одной картинке, рассмотрите  и назовите то, что на ней изображено.
       /Дети выполняют задание/.   
     - Дети, посмотрите на полянке два домика: синий и зеленый. Как вы думаете   
      в каком домике живет  [ p ]. Почему? А звук  [ p ]. Почему?
       Учитель логопед: Так как мы с вами попали на волшебную полянку, то я
        сейчас вас  превращу в тех птиц, насекомых и животных, которые
        изображены у вас на картинках.
      - Стояла хорошая погода, вы отправились на прогулку. Вдруг небо
       потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Вы должны
       спрятаться от дождя, но можете попасть только в свой домик.
        /Дети прячутся в домики/.
       -  Проверим, в свой ли домик вы попали?
       - В каком домике должна спрятаться стрекоза? Почему?  И т.д.
     /Затем дети меняются картинками и игра повторяется/.
      
    5. Игровое упражнение «Позови друга»
      - Как вы думаете, в каком домике спрятался бы рысенок?  (в синем домике).
        Почему? А тигренок в каком? (В зеленом домике). Почему?
      - Как бы вы позвали рысенка, если бы он был далеко от нас? (Громко, чтобы
        он нас услышал).
      - А если мы увидели птичку, и хотим ее показать рысенку. Как мы его
       позовем? (Тихо). Почему? (Чтобы не спугнуть птичку).
       /Дети по очереди зовут, то рысенка, то тигренка, меняя силу голоса/.

    6.  Игра «Телеграмма».
 / Игра проходит за столами. Столы поставлены по кругу. На столах лежат картинки./
 Учитель логопед объясняет: Дети, к нам прилетала сорока и принесла
 телеграммы, посмотрите.

  -------------------          --------------------------     ----------------------------------

  -------------------          ------------   -----------      -----------  ---------  -----------

  - Что это за телеграммы? Кто догадался?  /Это схемы слов /.
  - К каждой схеме надо подобрать слова.
   / Дети называют картинки и говорят, к какой схеме они подходят/.

          РАК                              БО   -   БЕР                   СО – РО -  КА
   
          РОТ                               ЖИ – РАФ                   ВО  - РО - НА  
 
 - А теперь попробуем на слух. Я буду называть слова, а вы мне скажите к какой схеме подходит это слово.
   
III  Заключительная часть занятия. Подведение итогов. Оценка деятельности    
       детей.        / Куклы театра би – ба – бо /

 Рысенок:   Как хорошо!
 Тигренок:  Как ты сказал? Повтори.
 Рысенок:  Хорошо!  
 Тигренок: Ты научился говорить    [ р ].
                    Скажи : «рыба».
 Рысенок:  …ыба. Ой, нет! Рыба!
 Тигренок:  Ура!
 Рысенок: Ура!
- Порадуемся за рысенка, похлопаем в ладоши! А на прощанье подарим нашим друзьям корзинки.
И соберем туда слова со звуками [ р ] и [ р ].
 Кому будем собирать слова со звуком [ р ] ? Почему?
 А со звуком [ р ]? Почему?
 / Тигренок с Рысенком прощаются с детьми и дарят им свои портреты/.
Учитель логопед: Мы с вами побывали в волшебном лесу.
 Какие звуки мы учились говорить?
 Чем они отличаются?

Юлия Покровская 30.09.2011, 11:42 Комментарии 3
КОММЕНТАРИИ
Интересное занятие.Я в своей работе тоже использую такие приемы.

Спасибо, Юлия! Ищу материал для логопедической практики))

Людмила Акимова 16.06.2013, 14:31 #
Замечательные виды работ. Но почему не указывается речевое заключение детей, возраст учеников или дошкольников. В каком типе учреждения проводилось занятие?

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: