Логомаг

Логопедический массаж

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Краткий обзор методик логомассажаЛогопедический массаж


Логопедический массаж
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжелых речевых нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е.Ф. 1997, Правдина О.В., 1973, Семенова К.А., 1972 и др.) указывают на необходимость использования массажа в логопедической практике. Правдина О.В. в своих работах указывала на то, что методика логопедической работы при дизартрии складывается из дифференцированного массажа, логопедической гимнастики, а также выработки и автоматизации навыков артикуляции. (О.В. Правдина, 1973). Логопедический массаж как одна из технологий является важной составляющей в комплексной логопедической работе. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции (языка, губ, щек), но также мышц лица (скуловых, лобной) и шеи.
Логопедический массаж по методике Е.А. Дъяковой
 Необходимость проводить более точную дифференциальную диагностику сложных сочетанных случаев дизартрии, дизартрии и алалии, дизартрии и дислалии и т.п. приводит к разработке новых приемов и технологии логопедического массажа, направленного на коррекцию звукопроизносительной стороны речи, а опосредованно и формирование грамматического строя речи, и обогащение словаря.
В последнее время приобрел широкую известность метод логопедического массажа не только среди специалистов России, но и за рубежом. Автором разработки системы логопедического массажа как новой коррекционной технологии, является кандидат наук, доцент кафедры логопедии МПГУ, старший научный сотрудник ММА им. И.М. Сеченова, автор более чем 50 печатных работ, в том числе нескольких монографий, Дьякова Е.А.
Отличие методики проведения логопедического массажа, предложенного Е.А. Дьяковой, от известных ранее состоит в том, что она на основе проведенного анализа физиологических механизмов разработала и обосновала определенную последовательность проведения массажных движений и предложила ряд новых приемов. В данной методике логопедического массажа используется прямое мануальное воздействие на внешнюю и внутреннюю сторону боковых поверхностей щек, скуловых и жевательных мышц; воздействие не только на поверхность языка, но и на скелетные его мышцы, выходящие за пределы тела языка и прикрепляющиеся к костям черепа и шеи; учет симметричности строения мышц языка; а также учет главных и косвенных мышц в выполнении артикуляционных движений, что влияет на построение комплекса массажных движений при активизирующем и релаксационном воздействии. Особый акцент сделан на работу с лицами детского возраста, а также сочетание массажа с пассивной, пассивно-активной гимнастикой и пост изотонической релаксацией. Многие логопеды стремятся получить квалифицированные знания о логопедическом массаже, поскольку используют данную технологию в своей педагогической практике.
Японская методика пальцевого массажа

    Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянно пальца – стимулирует печень;
- массаж мизинца  - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение;
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов);
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1.    массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2.    Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз) : их нужно
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;
3. Массаж грецкими орехами:
    - катать два ореха между ладонями;
    - один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;
4. Массаж шестигранными карандашами:
    - пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;
    - удерживать в определенном положении в правой и левой руке
5. Массаж четками. Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом прямым и обратным
Су-Джок терапия

    Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия ( сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка
    Массаж палочкой. После нахождения точки необходимо достаточно сильно нажать на нее диагностической палочкой (вместо нее можно использовать любой неострый предмет – спичку, ручку или даже собственный ноготь). После того, как боль под диагностической палочкой пройдет, можно продолжить массаж точки вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния, в некоторых случаях это происходит очень быстро
    Массаж эластичным кольцом. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также  на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
    Профилактический ручной массаж кистей и стоп. Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла

Марианна 09.11.2010, 17:14 Комментарии 11
КОММЕНТАРИИ
В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:
• дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа
• точечный массаж
• массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и .п.)
Логопедический массаж проводится циклами по десять - двадцать процедур по две три процедуры в неделю. Циклы могут повторяться с перерывом от двух недель до двух месяцев. Длительность одной процедуры зависит от степени поражения, возраста и других факторов. Обычно начальная длительность процедуры составляет пять-семь минут, конечная двадцать-двадцать пять минут. Во время массажа пациент не должен испытывать боли, однако возможно некоторое ощущение дискомфорта при массаже языка и мышц полости рта особенно у детей.
Приемы логопедического массажа.
• Поглаживание
• растирание
• вибрация и поколачивание
• плотное нажатие.
Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждую процедуру. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание. В логопедическом массаже применяются три вида поглаживания - поверхностное, глубокое обхватывающее и граблеобразное.
Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения. улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.
Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.
Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная вибрация повышает тонус мышц, а легкая - снижает. Поколачивание применяется на лице в местах ыхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).
Плотное нажатие - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы и используется в местах выхода пучков нервных окончаний.
Помимо самого массажа при лечении обязательно должны использоваться и другие методы реабилитации, такие как логопедические игры, логопедические упражнения, дыхательная гимнастика и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений пациентом и направлена на выработку полноценных движений. Основной формой логопедической работы являются логопедические занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, что особенно важно для маленьких пациентов, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения.

Спасибо за активность, Анастасия!

Ольга Симонова 28.03.2011, 20:18 #
В последнее время в логопедии происходит все больше инноваций, в том числе и в проведении массажа.
Акименко В.М. предлагает следующее:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
• вертеть в руках;
• щелкать по ним пальцами;
• «стрелять»;
• направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
• катать два ореха между ладонями;
• один орех прокатывать между пальцами;
• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

1. Вы можете записаться на курсы по логомассажу.
2. Курсов по постановке звуков не бывает. Но это может показать даже студент, тут экстра класса не бывает.
3. Есть вполне доступные книги по массажу, а также всякие такие вот пособия, где в доступной видео форме все и рассказывается http://www.logomag.ru/shop/product-765/
И, да, если мы говорим об апраксии, то зондовый массаж вряд ли нужен вообще

София Кац 04.01.2012, 07:59 #
Я согласна с Марианной при апраксии, что ни зондовой, ни ручной массаж не является главнейшим звеном при алалии. Работа логопеда, даже при нарушении только устной речи, не сводится только к массажу. Она намного многограннее.

Я почему спрашиваю. Попала я на курс к логопеду, но она приезжая...

То что я увидела повергло меня в шок.
У нас в саду логопед, в центре логопед, весь прошлый год мы 6!!! раз в неделю занимались с логопедом. Но ни один из них не делал ничего подобного. Обидно до соплей((( Столько времени потеряно((((

Пример. Говорим слова по Большаковой. А толку то? Если он их произносит НЕ правильно! неправильно до совершенной неузнаваемости! И что делать? Наращивать актив? Как? Да и надо ли с такой артикуляцией.
А на курсе логопед руками ставила рот захара в правильное положение. После зондового массажа, впервые Захар смог выдуть мыльные пузыри. Руки массажем укрепились. Да только с нашими пробелемами это каждый день делать нужно!

Так что после увиденного, сложилось убеждение, что совершенно зря логопеды упускают в своих занятиях разные виды массажа, и постоновку звуков детям с ОНР.

1. Вы можете записаться на курсы по логомассажу.

курс не подходит. Мне интересно только то что касается именно моего ребенка. Нужен человек который научит, а так же будет переодически проверять и давать новые задания.

2. Курсов по постановке звуков не бывает. Но это может показать даже студент, тут экстра класса не бывает.

Ах если бы! Почему логопед с курса нажимала на рот, и оттуда я слышала нечто ПОХОЖЕЕ на речь? А другие .. да не могли даже звук правильный вызвать. Хотя да, все говорят что методика одна, классика.. всех учат одинаково...

Логопеды, мастерство которого Вы описали, вряд ли будет приезжать на дом. Если Вы готовы ездить сами, можем дать Вам такого специалиста.
Массаж - это во многом хорошо, т.к. ребенок в любом случае долго не говорил, следовательно функционально тонус изменен. В целом, если Вы наймете логопеда, специализирующегося на массаже, то он не будет заниматься алалией. Т.е. все равно по-хорошему нужно 2 логопеда. Я давно говорю, что у каждого своя специализация, не бывает такого, чтобы хорошо работал и с неговорящим, и с заиканием. Как с врачом: есть гинекологи, есть офтальмологи. Так и в логопедии есть фонопеды, есть афазиологи. ...

Соглашусь! Нужно два.

Проблема в том что я видела класс) и на меньшее не согласна)
Напишите в личку пожалуйста инфу. спасибо.

А как это "стрелять марблз"? (про японский массаж я)

Еще шестигранный карандаш можно просто раскатывать между ладонями - хорошо разгоняет тоже.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: