Логомаг

Современные и популярные методики развития детей

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Использование методики М.Монтессори в логопедической практикеСовременные и популярные методики развития детей

Материал подготовила
Филиппова Анастасия Юрьевна.
Учитель-логопед МДОУ №30 г.Раменское, монтессори-педагог


Используя методику М.Монтессори в коррекции ОНР логопед может не только осуществлять коррекцию лексико-грамматического строя речи, но и бороться со вторичными проявлениями ОНР: негативизм, СДВГ. Кроме того данный метод основывается на развитии чувственного опыта, который является базисным для детей с нарушениями речи.


    







Как известно, в работе логопеда с детьми, имеющими  ОНР III уровня на первый план выходит коррекция лексико-грамматического строя речи.

Данная работа проводилась нами в сочетании традиционной методики и инновационной, с использованием элементов педагогики М. Монтессори, которая включала:

-ходьбу по линии;

-приветствие;

-«круг»;

-«трехступенчатый урок»;

-«минутка тишины»;

-работа с Монтессори-материалом;







На первом этапе помимо основных задач по развитию лексико-грамматического строя речи необходимо было решить также ряд дополнительных коррекционных задач в общей структуре методики М.Монтессори:

-научить детей навыкам расслабления, снятия мышечного напряжения;

-обучить правилам работы в группе и способам концентрации внимания;

-установить доверительные отношения внутри коллектива дошкольников;

-развитие мотивационной составляющей занятий, познавательного интереса;

-развитие зрительно-моторной координации.

 

 

Развитие лексического запаса. Формирование направленности внимания к изменению грамматических форм. 

Лексическая тема «Фрукты».

Ходьба на линии: дети выполняют различные упражнения на координацию движений, задания на выполнение инструкций различной по сложности, а также упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Дети носят в руках различные предметы, чашки, ложки с шариками. Используются различные варианты ходьбы: спиной вперед, боком, с кружениями, под музыку, под звучание музыкальных инструментов.

Приветствие: дошкольники садятся по кругу и передают зажженную свечу со словами приветствия. Огонь помогает сконцентрировать внимание, настроиться на мирный лад, способствует межличностному контакту. Дети могут здороваться громко и четко, ласковыми словами или шепотом.

Данные приемы способствуют улучшению атмосферы в группе, создают положительный настрой на занятия, удовлетворяют потребность детей в движении, формируют доверие к педагогу.

Круг: во время его проведения дети рассматривают и ощупывают настоящие фрукты: яблоко, банан, киви, апельсин, лимон. Логопед составляет рассказ-описание каждого фрукта, характеризуя его форму, цвет, вкус- в словарь детей вводятся относительные прилагательные. Формируется обобщающее понятие «фрукты». Затем фрукты разрезают, пробуют на вкус, выдавливают из них сок. В процессе данных действий происходит пополнение глагольного словаря и происходит разграничение семантики различных действий  (резать, выжимать, перекладывать, наливать, размешивать), кроме того, логопед, комментируя свои действия, обучает детей префиксальному образованию глаголов ( наливать, переливать, разливать, подливать, доливать), затем дети самостоятельно комментируют свои действия.

Пробуя сок на вкус, дети учатся составлять относительные прилагательные  от существительных: сок из апельсина- апельсиновый, сок из лимона-лимонный, пюре из яблока-яблочное.

Развитие лексики неразрывно связано с развитием грамматики. Осуществляя манипуляции с различными фруктами, происходит усвоение родительного падежа множественного числа существительных: У Маши есть яблоко, а у Коли нет (чего?)-яблока, у Вани много (чего?)- яблок.

В качестве дидактических игр использовались следующие: «Угадай по описанию»,  «Угадай на вкус», «Волшебный мошек», «Четвертый лишний».

«Минута тишины»: в конце занятия дети ложились на ковер и слушали мельчайшие шорохи и шумы или лежали с закрытыми глазами и слушали спокойную музыку. Данные релаксационные упражнения обладают терапевтическим эффектом, т.к. способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, нормализуют работу нервной системы.

  Таким образом, через тактильные, зрительные  и вкусовые ощущения у детей происходит формирование номинативного, глагольного словаря, словаря прилагательных, установление семантического значения слова, развиваются навыки словоизменения и словообразования. Детям с общим недоразвитием речи III уровня достаточно сложно долго концентрировать внимание, а совершая различные манипуляции с натуральными продуктами и предметами, они способны гораздо дольше проявлять познавательный интерес и являются активными участниками коррекционного процесса. 

В качестве дальнейших упражнений детям предлагалось соотнести натуральные фрукты с картинками. Аналогичным образом проводилась работа по лексической теме «Овощи». Затем проводился урок-классификация для разграничения понятий «Овощи» и «Фрукты». Дети классифицировали картинки и предметы на две категории, объясняя свои действия. В дальнейшем, используя настоящие предметы быта, проходила активизации словаря и закреплялись семантических категории по темам: продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии, мебель.

В Монтессори-группе, для закрепления семантического значения слова предусмотрены различные действия в «зоне практической жизни»: мытье посуды (активизация словаря по теме: тарелка, чашка, стакан, ложка, вилка, нож, фартук и т.д.); чистка обуви (активизация словаря «часть и целое»: ботинок, подошва, шнурок, язычок, каблук); мытье стола (активизация словаря активизация словаря «часть и целое»: ножки, столешница, рабочая поверхность); стирка белья (обогащение словаря: прищепки, тряпки, мыло, веревка, таз, кувшин).

Лексические темы «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», помимо ознакомительных занятий  в «Кругу»,  с помощью родителей  и монтессори-педагогов  закреплялись в проектной деятельности: экскурсии в зоопарк, показ тематических художественных фильмов, прослушивание аудиозаписи голосов животных и птиц, использовались различные продуктивные виды деятельности.

Во время работы в Монтессори-группе,  после «минуты тишины» начиналась «свободная работа» с Монтессори-материалами. На первоначальном этапе работы было важно обучить детей правилам поведения в группе. Правила преподносились детям  в стихотворной форме.

Мы друг другу не мешаем,

Если просят- помогаем.

В нашей группе, как известно,

Материал кладем на место.

Если коврик на пути,

Коврик надо обойти.

Таким образом, детям становится проще регулировать свою деятельность, если обозначены границы дозволенного. На первых этапах работы из-за незрелости мотивационной сферы и легкой отвлекаемости дети с общим недоразвитием речи III уровня часто демонстрируют негативизм,  реакции протеста. Введение подобных правил в мягкой, но настойчивой форме способствует переходу ребенка на более высокий уровень личностного развития и способствует нормализации его поведения без авторитарного вмешательства со стороны педагога.

Список используемой и рекомендуемой литературы

1.     Методические разработки. Методика работы с основными сенсорными материалами под ред. Климановой Л.Ю. Ассоциация Монтессори-педагогов России. М., 1997.

2.     Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –– М., 2000.

3.     Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. М., 2010.

4.     Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика. М., 2010. 

Лена Власова 25.02.2015, 09:52 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Иртересная нформация

Необходимы курсы?

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: