Логомаг

Обследование речевой деятельности

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Обследование лексики Обследование речевой деятельности


В ходе обследования лексической стороны речи у безречевого ребенка необходимо отмечать следующие положения:
- называет ли ребенок предмет или игрушку, изображенный на картинке, и действие с ним. Если называет, то каким образом: отдельные звуки, звукосочетания, звукоподражания, звуковые жесты, квазислова, общеупотребительные слова.
- может ли ребенок повторить слово или его часть вслед за логопедом.
- использует ли ребенок речевые средства в ответ на побуждение взрослого или только по собственной инициативе.
- устойчивость употребляемых для общения средств.
- ситуативность, обобщенность, дифференцированность средств общения.
- степень активности ребенка в различных видах деятельности.
- указывается общее количество средств общения, используемых ребенком.
-  использование невербальных средств.
- уровень развития слоговой структуры слов.
- воспроизведение слога или ряда слогов по подражанию.
- инициативность ребенка в общении.
Исследование лексики.
1.    Исследование объема пассивного и активного словарей.
2.    Исследование вербальных ассоциаций. Инструкция: Я буду называть тебе слова, а ты как можно быстрее назови любое слово, которое сразу вспомнишь.
3.    Классификация предметов. Классифицируются как близкие семантические группы, так и далекие. Детям дается набор картинок вперемешку и предлагается разложить их на две группы.
4.    Группировка слов. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Затем можно попросить ребенка объяснить свой выбор.
5.    Подбор синонимов к словам. Инструкция: Как это можно назвать другим словом?
6.    Подбор антонимов к словам. Инструкция: Я буду называть тебе слово, а ты постарайся подобрать к этому слову «слово-неприятель».
7.    Подбор антонимов к слову в контексте. Материал исследования: картинки со следующими словосочетаниями: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода. Инструкция: Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом-неприятелем.
8.    Добавление одного общего слова к двум словам. Материалом для обследования служат пары слов и вопросы: фрукты-овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево и цветы (что делают?), льется и журчит (что?), растет и зеленеет (что?). Инструкция: Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови такое слово, которое подходит к этим двум словам.
9.    Дополнение предложения словом. Материал для исследования: обрывки предложений: дверь открывают….из чайника идет….солнце светит…у мальчика воздушный….фрукты моют, а белье….горчица горькая, а соль…молоко жидкое, а сметана ….
Приемы обследования лексической стороны речи детей, владеющих средствами общения.
1.    Называние предметов по специально подобранным картинкам и игрушкам. С помощью этого приема исследуется связь слова и изображения, а также знание конкретной лексики. Картинный материал подбирается либо по тематическому, либо по ситуативному признаку (кухня, детский сад). Чтобы сократить обследование по времени, рекомендуется на одном картинном материале проверять разные лексические категории.
2.    Дополнение ребенком тематического ряда.
3.    Называние предмета по его написанию.
4.    Подбор синонимов, антонимов для обследования абстрактного значения слова.  Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля.
5.    Исследование наличия в словарном запасе ребенка общих категориальных названий.
6.    Исследование навыка адекватного употребления слов в разных контекстах. Наиболее простой способ – составление предложения с заданными словами или по предметной картинке, или добавление слов к неоконченному предложению (в том числе в автоматизированные ряды).
7.    Корректировка ошибочного употребления слов в предложении.
8.    Необходимо выяснить в процессе обследования, насколько ребенок овладел полисемантичностью слова. Для этого ребенок должен подобрать разные слова к другим словам самостоятельно или выбрать из списка (густой, свежий, глухой)
По окончанию обследования проводится качественный анализ, при этом целесообразно отметить следующие аспекты:
- парафазия по звуковой близости слов (клубок-колобок, деревня - деревья);
- парафазия по внешнему сходству (вилка-ложка, кружка-чашка, платье-сарафан);
- парафазия по сходному назначению (сковорода – плита, постель - кровать);
- парафазия по ситуационному признаку (клумба – цветок, облако - небо);
- парафазия на общую ситуацию (кастрюля – готовит еду).
При этом отмечается, какие части реже, а какие чаще подвергаются замене.

Марианна 29.03.2011, 18:15 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Для студентов заочного отделения моспи

чтобы посмотреть все материалы полностью нужно нажать: на обследование речевой деятельности, тогда откроется этот блог

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: