Логомаг

Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Рекомендации по организации логопедической работыНормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Направляем для использования в работе Рекомендации по организации
логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII
вида.


Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2  статьи 32 Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996  г.  N  12-ФЗ  распределение  должностных  обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного Закона при исполнении  профессиональных обязанностей  педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования  методик  обучения  и  воспитания,  учебных  пособий   и материалов,    учебников,    методов    оценки   знаний   обучающихся, воспитанников.  Надеемся,  что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь   при   организации   логопедической   работы  с  обучающимися, воспитанниками    специального    (коррекционного)    образовательного учреждения VIII вида.

Начальник Управления специального образования
                                                                                   Т.В.ВОЛОСОВЕЦ

 ПИСЬМО  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
  20 июня 2002
N 29/2194-6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
            В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
                         УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

     Развитие речи     обучающихся    специального    (коррекционного)
учреждения VIII  вида  характеризуется  целым  рядом  отклонений.  Для
большинства  умственно  отсталых  обучающихся  типичны  запаздывание и
замедленный темп развития  речи,  ограниченный  и  не  соответствующий
возрастным   нормам   активный   и  пассивный  словарь,  отклонения  в
формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
     Обучение в    коррекционном    учреждении    оказывает   решающее
воздействие на психическое  развитие  умственно  отсталых  детей.  Под
влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся:
увеличивается   и   уточняется   словарь,   совершенствуется    умение
пользоваться  уже  имеющимися  грамматическими  формами  и  происходит
овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки
звукового анализа и синтеза.
     Но помимо  особенностей  развития  речи,  характерных  для   всех
умственно   отсталых   детей,   у   значительной   части   обучающихся
коррекционного  учреждения  имеются  те  или  иные   нарушения   речи:
неправильное  произношение  звуков  - фонетический дефект,  дизартрия,
ринолалия, алалия, афазия, заикание.
     Нарушения устной   речи   еще   более   усугубляют   недоразвитие
познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют
процесс  овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям
письменной речи.
     Коррекция нарушений  речи  умственно отсталых обучающихся требует
организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане
специального  (коррекционного)  образовательного  учреждения VIII вида
предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем
- логопедом, имеющим соответствующее образование.

                    Обследование речи обучающихся
                и отбор их для логопедических занятий

     В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые
обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
     Обследованию подлежат  также  и   обучающиеся,   занимавшиеся   у
логопеда  в  предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с
целью выявления состояния речи к началу учебного года).
     Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность
речи,  а также ее понимание,  словарь,  грамматический  строй,  навыки
чтения и письма.
     Внешне сходные проявления нарушения  речевой  деятельности  могут
иметь  разный  характер  и  затрагивать  различные  компоненты речевой
деятельности.
     Например, нарушения   произношения   могут   затрагивать   только
произносительные процессы и выражаться в  нарушениях  внятности  речи.
Другие  компоненты  устной  речи,  а также письменная речь оказываются
ненарушенными.
     В некоторых  случаях  нарушения  произношения  выступают вместе с
нарушениями  фонематической  системы  языка,  что  влечет   за   собой
нарушения чтения и письма.
     И наконец,  нарушения произношения могут выступать на фоне общего
недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -
грамматическую стороны.
     Логопед должен   путем   тщательного  специального  обследования,
прежде  чем  приступить  к  коррекционной  работе,  выяснить  характер
нарушения    речевой    деятельности   и   потенциальные   возможности
обучающегося.
     Первичное обследование   речи  обучающихся  может  проводиться  в
классной обстановке.  Каждому обучающемуся  предлагается  ответить  на
несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение
или повторить за логопедом одну - две  специально  подобранные  фразы.
Изучение  состояния  письма у ранее обучавшихся в иных образовательных
учреждениях  обучающихся  проводится  при  помощи  диктантов,   тексты
которых   должны   отвечать   условиям   логопедической   проверки   и
соответствовать требованиям программы каждого класса.
     Всех обучающихся  с  нарушениями речи,  обнаруженных в результате
первичного обследования,  логопед отмечает в специальном журнале учета
(Приложение 1).
     Устная и письменная речь обучающихся,  выявленных  при  первичном
обследовании,  подробно изучается логопедом в условиях индивидуального
обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
     Для обследования   произношения  могут  применяться  фонетические
альбомы,  в которых  даются  слова  различной  слоговой  структуры,  а
проверяемые   звуки   предлагаются  в  разных  положениях  (в  начале,
середине, конце слова).
     При изучении   навыков   звукового   анализа  проверяется  умение
обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки,  звуки в
слогах   и   словах,  умение  сосчитать  количество  звуков  в  слове,
произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
     Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту,
заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
     Обследование речи   обучающихся,   занимавшихся   у   логопеда  в
предыдущем году,  может проводиться не  полностью,  а  только  по  тем
параметрам,  которые  были намечены логопедом для продолжения занятий.
Соответственно заполняется и речевая карта.
     Из числа  обучающихся,  имеющих нарушения речи,  отбираются остро
нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами
и  вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у
ранее принятых обучающихся.
     Основным критерием  при  зачислении  на занятия является характер
речевого  нарушения  и  его  значение  для  успеваемости   и   общения
обучающегося.  Первоочередному  зачислению  на  логопедические занятия
подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают
их  речевому общению,  усвоению чтения и письма,  а также обучающиеся,
недостатки речи которых обусловлены ринолалией,  дизартрией,  алалией,
афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
     К речевой   карте   каждого   обучающегося,    зачисленного    на
логопедические   занятия,   прилагается   план  занятий  с  ним.  План
составляется на основании логопедического заключения,  обобщающего все
данные обследования.
     Организационный период,  предшествующий  началу   систематических
логопедических  занятий  и включающий в себя обследование обучающихся,
комплектование   групп   и   оформление    первичной    логопедической
документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
Организация и проведение логопедических занятий

     Логопедические занятия проводятся по расписанию,  составляемому с
учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
     На логопедические занятия отводятся 5-е,  6-е уроки, свободные от
классных занятий,  и внеклассное время (в частности,  режимные моменты
после   обеда).   По  договоренности  с  администрацией  учреждения  и
учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
     Работа по   исправлению   речевых  нарушений  строится  с  учетом
возрастных особенностей,  программы по родному  языку  и  особенностей
речевого дефекта обучающихся.
     Логопед проводит  индивидуальные  и  групповые  занятия.  Занятия
каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю.
На индивидуальные занятия отводится,  как правило, 20 минут на каждого
обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило,
20 - 45 минут.
     Как правило,  индивидуальные  занятия  проводятся с обучающимися,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков,  независимо от причин,
вызвавших нарушение произношения.
     Логопед комплектует  группы  по  признаку  однородности  речевого
нарушения у обучающихся,  по возможности, из обучающихся одного класса
или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).
В  первых  классах  группы  комплектуются только из обучающихся первых
классов,  поскольку работа с ними требует  подбора  особого  учебно  -
дидактического материала.
     Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий -  2
- 4 обучающихся.
     При необходимости  логопед  может  производить  перераспределение
обучающихся   по   группам.  Так,  для  закрепления  и  дифференциации
поставленных   на   индивидуальных   занятиях   звуков   целесообразно
объединить    обучающихся   в   группы,   что   значительно   повышает
эффективность  работы.  И  наоборот,  на  определенном   этапе   часть
обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
     Логопедические занятия рекомендуется проводить  в  логопедическом
кабинете.   Для   логопедического   кабинета  отводится  изолированное
помещение,  оснащенное необходимым учебно -  дидактическим  материалом
(Приложение 3).
     Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на
занятия   обучающихся.   Ответственность   за  посещение  обучающимися
логопедических занятий  возлагается  на  логопеда,  учителя  класса  и
руководителя учреждения.
     Логопед ведет журнал учета  посещаемости  занятий,  для  которого
может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный
по  типу  классного  журнала.  По  окончании  учебного  года   логопед
составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

             Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
                        педагогом - психологом

     Логопеду следует вести работу в тесном  контакте  с  учителями  и
воспитателями,  которые на уроках,  при подготовке домашних заданий, в
быту могут способствовать закреплению речевых  навыков,  приобретаемых
обучающимися в процессе логопедических занятий.
     Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех  этапах
логопедической   работы,   начиная   с   первичного   обследования,  о
результатах которого логопеду рекомендуется  поставить  в  известность
учителя и воспитателя данного класса,  и кончая выпуском обучающегося.
В случае  необходимости  учитель  и  воспитатель  должны  создать,  по
рекомендациям   логопеда,   определенные   условия   для  обучающегося
(индивидуализация контрольных работ по родному языку в  особо  тяжелых
случаях нарушения письма,  организация речевого режима для заикающихся
обучающихся и т.п.).
     Для информации  о состоянии произношения обучающихся,  посещающих
логопедические занятия,  может использоваться таблица произношения, из
которой  видно,  какой  звук  поставлен  и  что  следует  требовать от
обучающихся в произношении.
     При завершении   логопедических  занятий  с  обучающимся  логопед
инструктирует учителя и воспитателя о  приемах  доведения  достигнутых
навыков  до  полной  автоматизации  в  условиях класса и во внеурочное
время.
     Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения
и другие с целью проверки речевых  возможностей  обучающихся,  имеющих
нарушения  речи (в свободное от логопедических занятий время).  В свою
очередь учителя и воспитатели могут также периодически  присутствовать
на  логопедических  занятиях,  чтобы постоянно быть в курсе проводимой
работы с обучающимися данного класса.
     Логопед должен  хорошо ориентироваться в программных требованиях,
в методах и приемах обучения родному языку  и  учитывать  их  в  своей
работе.  Эффективность  логопедических  занятий  и  перенос полученных
навыков в учебную  обстановку  значительно  повышается,  если  логопед
использует  дидактический  материал  в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе.
     В первых    и    вторых   классах   логопед   помогает   учителям
консультациями, соответствующей методической литературой в организации
фронтальных    уроков    по   развитию   фонематического   восприятия,
формированию звукового анализа;  особое внимание на этих уроках должно
уделяться  выделению  и последующей дифференциации смешиваемых звуков.
Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей  с  основными
принципами  и  приемами логопедической работы.  Поэтому особенно важна
помощь  логопеда  в  случаях,  когда  учитель  не  имеет  специального
образования.
     Лучшей формой работы может являться  педагогический  семинар,  во
время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися,
так и с группами обучающихся (того или иного класса  или  с  теми  или
иными  недостатками  речи),  и детально разъясняет как демонстрируемые
речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда
с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные
беседы,  открытые  занятия,  сообщения  на   заседаниях   методических
объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при
поступлении и выпуске,  сравнение письменных работ  на  разных  этапах
работы.
     Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы
с обучающимися.
     Помимо включения определенных требований к  речи  обучающихся  во
все   режимные   моменты,   воспитателю  рекомендуется  проводить  так
называемые  "логопедические   минутки",   составляемые   логопедом   в
зависимости  от  состава  класса.  В  воспитательские  часы могут быть
широко включены речевые игры.
     Воспитатель совместно  с  логопедом,  поставив  определенную цель
(выработка  темпа,  четкости,  выразительности  в  речи,   закрепления
словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие
требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
     Логопеду следует   работать  в  тесном  контакте  с  педагогом  -
психологом,  так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут
оказывать  существенную  помощь  в  формировании  психологической базы
речевой деятельности обучающихся.
     В конце  учебного  года логопед может проводить речевой утренник,
на   котором   обучающиеся,   окончившие    логопедические    занятия,
демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие
все обучающиеся,  имеющие нарушения речи и занимающиеся  с  логопедом,
независимо  от этапа работы с ними (кроме начального).  В этих случаях
для них подбирается соответствующий материал.
     Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических
советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.

                      Контакт логопеда с врачом

     Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед
должен  быть  знаком с данными медицинского обследования для уточнения
этиологии  и  характера  речевого  нарушения   обучающихся   с   целью
нахождения  наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода
к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

                     Связь логопеда с родителями

     Работа логопеда с родителями может осуществляться  путем  личного
контакта  с  отдельными родителями,  участия в родительских собраниях,
вовлечения родителей в речевую работу с  детьми,  в  процессе  которой
предполагается  организация  правильного  отношения  к  речи ребенка в
домашней обстановке и помощь в выполнении домашних  заданий,  даваемых
логопедом.

                        Документация логопеда

     В начале  учебного года логопед планирует работу на год,  вводя в
план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам,
которые указаны в отчете за год).
     На основании   материалов   обследования   обучающихся    логопед
составляет  индивидуальные планы занятий,  а также перспективные планы
для каждой группы обучающихся.  В плане для группы отмечается:  состав
обучающихся   с  краткой  характеристикой  имеющихся  нарушений  речи,
основная последовательность работы и ориентировочные сроки,  учебно  -
наглядные пособия.
     Кроме того,  логопеду  рекомендуется   иметь   планы   ежедневных
занятий.
     Логопед ведет  журнал  учета  обучающихся  с  недостатками  речи,
журнал  учета  посещаемости;  заполняет  на  обучающихся,  принятых на
логопедические занятия, речевую карту.
     В конце   учебного   года  логопед  составляет  отчет  о  работе,
проделанной за год.
Приложение 2

                            РЕЧЕВАЯ КАРТА
                (заполняется на каждого обучающегося)

     1. Фамилия, имя.
     2. Возраст.
     3. Класс.
     4. Жалобы учителя или родителей.
     5. Краткая  характеристика  обучающегося по данным педагогических
наблюдений (устойчивость внимания,  работоспособность,  ориентировка в
окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
     6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
     7. Данные о ходе развития речи.
     8. Состояние слуха, зрения.
     9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
     10. Общая характеристика  речи  (запись  беседы,  самостоятельной
речи):
     а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры:  словарь
в  пределах обихода,  шире и т.д.;  правильно ли используются слова по
назначению,   какие   имеются   замены   слов;   какие   части    речи
преимущественно употребляются);
     б) грамматический строй  (указать  возможности  формообразования,
построения предложений, типы употребляемых предложений);
     в) произношение  и  различение  звуков:  1)  произношение  звуков
(отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков
на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;
     г) темп и плавность.
     11. Понимание речи.
     12. Письмо   (образцы  диктантов  первичного  обследования,  а  у
обучающихся,   имевших   недостатки   письма,   и    при    завершении
логопедической работы):
     а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические
занятия;
     б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
     в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
     13. Чтение:  а) успеваемость по чтению  в  начале  логопедических
занятий;  б)  характеристика овладения техникой чтения;  в) ошибки при
чтении; г) понимание прочитанного.
     14. Заключение логопеда.
     В конце  учебного  года  к  речевой  карте  прилагается  описание
результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
Приложение 4
 
              СХЕМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
 
     <*> Данная схема является примерной.
 
     1. Фамилия, имя, отчество.
     2. Наименование учреждения.
     3. Общее количество обучающихся,  страдающих недостатками речи по
учреждению (с указанием дефекта).
     4. Количество  обучающихся,  принятых  в истекшем учебном году на
логопедические занятия (с указанием дефекта).
     5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
     6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
     7. Количество  обучающихся,  оставленных  для продолжения занятий
(указать,  сколько из них получили  улучшения  в  речи  и  в  чем  они
выражаются).
     8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
     9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при
методическом кабинете и др.).






                                

Марианна 15.03.2011, 06:54 Комментарии 1
КОММЕНТАРИИ
Татьяна Тылик 07.09.2011, 13:19 #
Уважаемые коллеги!Раньше, на логопункте в школе,наряду с другой нормативной документацией,мы опирались на Инструктивно-методическое письмо А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой об организации работы учителя-логопеда,а сейчас нам это письмо из нормативных документов убрали(якобы нет рекомендации Мин.образования РФ).Что делать?Правомерно ли такое утверждение?Что думаете по этому поводу, как в других учреждениях?

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: