Логомаг

Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Из опыта организации начальных этапов работы с детьми, имеющими алалию Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)

Описаны краткие рекомендации на начальных этапах работы. Ссылка на сайт при копировании материалов - обязательна.


Дорогие коллеги и родители! Материал авторский, поэтому научно не структурирован, но надеюсь может быть полезен. 

Основная цель логопедического воздействия на первоначальном (подготовительном) этапе работы с неговорящими детьми – вызвать на основе подражания активную речь ребенка в форме любых звуковых проявлений. 
Задачи этапа: 
Увеличение объема произвольного слухового и зрительного внимания. 
Преодоление речевого негативизма и других проявлений психопатологической симптоматики. 
Повышение речевой активности, обучение навыкам коммуникации со сверстниками и логопедом любыми доступными вербальными и невербальными средствами. Допустимым является любое фонетическое наполнение слов, близкое к норме или отдаленное от нее. 
Развитие пассивного словаря. 
Формирование базовых предпосылок слоговой структуры слова: совершенствование общей моторики, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма. 
Формирование звукопроизносительных навыков: развитие фонационного дыхания; силы, высоты, тембра голоса; интонации, мелодики. 
На подготовительном этапе логопедические занятия насыщаются невербальными заданиями, что необходимо для установления контакта с детьми, преодоления негативизма, установлении зон ближайшего и актуального развития. Обязательными условиями логопедической работы являются многократное повторение инструкций, речевого материала, а также проведение занятий на эмоционально насыщенном фоне. На этом этапе работы чрезвычайно активно используется принцип полисенсорного подхода. Поощряется любое проявление речевой активности ребенка, однако логопед не принуждает ребенка к повторению, если ребенок не проявляет речевой активности, логопед произносит необходимое слово вместо ребенка, одобряя ребенка, как если бы ребенок произнес его самостоятельно. Логопеду целесообразно повторять за ребенком звукоподражания, звуковые жесты, однако нельзя повторять аморфные слова, квазислова, лучшим в этом случае будет одобрить произнесение ребенка и воспроизвести верный образец слова. 
Занятие 1. «Цветные чудеса».
Цель: формирование речевой активности, преодоление негативизма. 
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, развитие речевого дыхания, развитие пассивного словаря. 
Оборудование: пластиковые стаканы основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), пластиковые трубочки тех же цветов, восковые свечи разных размеров тех же цветов, зажигалка, вода. 
Ход занятия. 
Занятия проводится индивидуально или в небольшой подгруппе, на ковре. Детям демонстрируются пластиковые стаканы, логопед называет их цвета, просит показать ребенка стаканы определенного цвета. Затем стаканы наполняются водой. Логопед озвучивает свои действия короткими фразами: «Наливаем воду. Вода льется буль-буль-буль. Как льется водичка? Правильно: буль-буль». В одни стаканы наливается воды до краев, в остальные чуть-чуть. Логопед: «Тут мало воды, а тут много воды», затем логопед просит показать детей, - в каком стакане мало воды, а в каком – много. Затем логопед вставляет в часть стаканов пластиковые трубочки соответствующих цветов, предлагая детям сделать то же самое. Логопед вместе с детьми дует через трубочки в стаканы, сопровождая эти действия звукоподражаниями «буль-буль», добиваясь повторения от детей; логопед просит детей дуть, не надувая щек. Логопед объясняет детям, что в стаканы, где мало воды можно дуть сильно; в стаканы, где много воды нужно дуть слабо, интонацией выделяя слова «сильно-слабо». Затем детям показываются свечи разных цветов, они зажигаются, логопед эмоционально произносит слово «огонь» несколько раз, добиваясь повторения этого слова детьми. Затем логопед просит детей задуть свечи посредством инструкции: «Дуй!». Логопед побуждает остальных детей сказать своим сверстникам «Дуй!». Затем эмоционально произносится слово: «дым!». Если уровень речевого развития детей не позволяет детям сказать общеупотребительные слова, логопед побуждает детей произнести отдельные звуки во время дутья: «пф». Свечи задуваются детьми по четкой, ступенчатой инструкции логопеда: «задуй красную свечу, а теперь синюю» и т.д. Такие инструкции развивают произвольность действий ребенка, развивают регулирующую функцию речи. 
Каждое занятие на первом этапе обязательно включает в себя решение следующих задач:
1. Вызвать подражательную деятельность.
2. Вызвать речевую подражательную деятельность.
3. Расширить объем понимания речи.
4. Сформировать положительную мотивацию к речи.
5. Развитие межличностного общения.

Одной из основных задач первого этапа является обогащение пассивного словаря.  Работа по развитию пассивного словаря проводится не одинаково с разными детьми, что зависет от уровня понимания речи, а также от примерного количества понимаемых слов. 
На первом этапе работы с неговорящим ребенком мы используем игры для развития физиологического и фонационного дыхания, артикуляционного аппарата ребенка, фонематического слуха и восприятия, а также мы развивали чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мыслительную деятельность. 

Много внимания мы уделяем подготовке к первому занятию с  неговорящим ребенком, стараемся сразу сформировать положительную мотивацию у него к занятиям с логопедом. Поскольку в начале занятий мотивация ребенка очень слаба,мы знакомим ребенка с другом логопеда-волшебника - слоненком  и сообщаем, что слоненок очень любит угощать детей конфетами и дарить им стикеры (наклейки), но дарит свои подарки он только детям, которые хорошо занимаются, стараются повторить задания и пр.. Слоненок – это детская шкатулка в виде слоненка, едущего на машинке. В конце каждого занятия он «приезжает» и «привозит» обещанный подарок ребенку. Однако если ребенок занимается не достаточно активно, проявлял много негативизма, Слоненок не приезжает, таким образом, если у ребенка и возникало чувство обиды, то на Слоненка, а не на логопеда. Если же ребенок занимался на среднем уровне, то Слоненок привозит ребенку только стикер, а конфетку обещал привезти в следующий раз, если ребенок будет чуть лучше стараться. Также в целях формирования положительной мотивации к занятиям в конце каждого логопед выставляет «веселую пятерку» за занятие, «пятерка» всегда была связана с темой занятия.  
На первом занятии очень важно заинтересовать ребенка, в то же время не перегружая занятия вербальными заданиями, так как у большинства неговорящих детей они вызывают негативную реакцию.

Игра «Задуваем свечи».
Цель: развитие физиологического и фонационного дыхания.
Задачи: закрепление понимания слов «задуй», «дуй», «дым», «огонь», «темно», «горит», «зажечь», «большой -  маленький», развитие речевого подражания, закрепление названий основных цветов, развитие слухового внимания, формирование «усидчивости».
Оборудование: 12 свечей разных размеров четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), зажигалка. 
Логопед зажигает любую свечу. Ребенку предлагается задуть ее, логопед объясняет и показывает ребенку, что задувать нужно, не надувая щек. Затем ребенку предлагается самостоятельно зажечь новую свечу (логопед придерживает руку ребенка и  зажигалку). Логопед объясняет ребенку, что зажигалку можно брать только с логопедом вместе, одному ни в коем случае нельзя, иначе она сломается. Ребенок зажигает свечу. Логопед каждый раз повторяет «зажигаем», а затем «горит». Ребенок задувает свечу. Затем логопед просит ребенка выключить свет, если ребенок не понимает инструкции, логопед помогает ему, но не делает это самостоятельно. Когда погаснет свет, логопед сообщает ребенку «Темно! Смотри, как здорово горят свечи в темноте! Задуй их!» Затем свет зажигается вновь. Логопед зажигает 2 свечи разного цвета и просит ребенка задуть, например красную. Ребенок может задуть сразу две свечи, задуть свечи, не дожидаясь инструкции, тогда логопед «обижается» - ведь если ребенок не будет слушаться, логопед не будет зажигать свечи. Таким образом логопед добивается того, чтобы ребенок задувал свечи определенного цвета по его инструкции. После этого ребенку предлагается задувать свечи, одновременно длительно  произнося звук «х-х-х», сначала задувать нужно маленькие свечи, потом большие. Логопед просит ребенка попробовать повторить за ним простые для произношения слова: «дуть», «дым». Ели у ребенка не получается, то логопед обязательно хвалит ребенка за старания и уверяет, что в следующий раз обязательно получиться. 
 

Марианна Лынская 17.07.2013, 20:48 Комментарии 8
КОММЕНТАРИИ
Спасибо огромное ,очень ценный и нужный материал.

Елена Рощупкина 23.12.2013, 17:18 #
Здравствуйте,Марианна!!!Занимаюсь с не говорящей девочкой,ей 4 года,основной диагноз синдром Штурге-Вебера,речи нет совсем,были небольшие вокализации,сейчас всё угасло На невербальном уровне тоже всё плохо,пирамидки,вкладыши,доски Сегена -даже никаких самостоятельных попыток. С моей помощью может сделать ладушки ,показать нос,глазки- тоже только с помощью.Невролог маме обещает,что ребёнок заговорит.Физический слух вроде в пределах нормы.Подскажите,пожалуйста,какие ещё виды работ я могу использовать.Девочка принимает сильные противосудорожные препараты,может они дают такой ступор во всём?Спасибо.

Я твердо убеждена, что рано или поздно, плохо или хорошо заговорят все дети, кроме глубоко умственно отсталых и некоторых с тяжелой степень РДА. Вопрос: поздно или рано, хорошо или плохо....Это я к тому, что невролог обещает...Чтобы определиться, почему до сих пор не говорит, нужно понять:
1) а сколько Вы уже работаете?
2) опишите кратко самое показательное, на Ваш взгляд занятие (в смысле, задачи - что Вы делаете).

Елена Рощупкина 25.12.2013, 16:56 #
Добрый День,занимаемся с сентября 1 раз в неделю около 20минут,девочка часто болеет,поэтому есть перерывы в занятиях.На занятиях пробуем выполнять такие задания:покажи ,где кукла,мишка,зайка;дай мне куклу ,мишку,зайку;кукла плачет,покачай куклу,дай куклу маме.Пробовала брать звучащие игрушки-маракасы,бубен-не выполняет ни одного действия с ними.Собираем простую пирамидку,доску Сегена,простые вкладыши на 2-3 фигуры-сама не делает.Беру задания на развитие общего подражания-похлопай в ладошки,погладь киску,покажи ,какой ежик колючий.Очень любит игры с платочком в прятки,и прищепки прицеплять и отцеплять.Девочка только начала ходить и только за ручку,всё время пытается сбежать,видимо совершенствование навыка ходьбы на данном этапе для неё важнее.Дефектолог в Лекотеке от занятий с ней отказалась,сказала,что помочь не может.А я занимаюсь с ней на базе детского отделения при Социальном центре,раньше было отделение реабилитации детей инвалидов,но его закрыли.А ставку логопеда по просьбе родителей открыли в другом отделении.Спасибо.

Из всего того, что Вы перечислили, я бы, будучи неговорящим ребенком, возможно (а возможно и нет) отреагировала только на игры с платочком. Все остальное я бы (как и большинство неговорящих детей) игнорировала за неинтересностью, Вы уж простите за откровенность. Я настаиваю на занятиях сенсорного типа с такими детьми, о чем подробно написано в моей книге и в моем диске.

Елена Рощупкина 26.12.2013, 20:37 #
Спасибо,большое.

Юлия Покровская 28.12.2013, 08:35 #
Елена, подробности о своей методики Марианна Ильинична раскрывает в своей книге http://logomag.ru/shop/product-1198/ и в своем диске http://logomag.ru/shop/product-2170/

Елена Рощупкина 28.12.2013, 16:25 #
Да,спасибо большое ,я заглядывала в ваш магазин ,книгу и диск видела, буду изучать.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: