Логомаг

Форум

Правильность заключения при ОНР

Перенесено из сообщения Татьяны Тылик: "Дело в том,что в разных регионах России речевые заключения пищутся совершенно по разному.Можно встретить в одном заключении ОНР и дислалию,НПОЗ,ЛГНР.......Как на сегодняшний день рекомендуют писать правильно речевое заключение?"
НПОЗ - это что? Коллеги, отвечу, как человек, ведущий подготовку специалистов в вузе. Я всегда говорю студентам, что мы имеем право писать только то, что подтверждено исследованиями и есть в официальной рекомендованной стандартами литературе. НПОЗ нет. ОНР и дислалия -это просто бесграмотность, если только специалист имел в виду механическую, желая подчеркнуть анатомический дефект, но тогда и должен так писать. Так же как абсолютно бесграмотно ОНР при ЗПР, при нарушениях слуха, при синдроме Дауна. Думаю, пишущие такое заключение логопеды, не то что Левину, но и учебник по логопедии читали плохо, и не потрудились ознакомиться с определением ОНР...
Я бы добавила, что ОНР при РДА это тоже не ОНР, просто во время Левиной, РДА еще был в шизофрении, поэтому она его и не выделила...
И вообще, если логопед пишет просто ОНР, без дальнейшей расшифровки клинического заключения (имею в виду, дизартрию, алалию и т.п.), то это все равно, что невролог больному с инсультом напишет: головная боль в диагнозе. ведь, совершенно не ясен путь коррекции, если просто ОНР. А по сути логопед пишет ОНР точка, следовательно не знает что писать через запятую?

Татьяна Тылик 16.02.2011, 09:10 #
Я тоже была в шоке от таких заключений!!!!!!и постоянно воюю за чистоту, правильность и грамотность речевых заключений.НПОЗ-это,оказывается, нарушение произношения отдельных звуков.(жаль,что нет смайликов!!!)Ещё много чего "интересного" можно отыскать в речевых заключениях.(ОНР в структуре ЗПР и т.д.)Поэтому и предлагаю администраторам выложить на сайте варианты возможных речевых заключений с учётом пересечения двух классификаций(психолого-педагогической и клинико-педагогической)А может быть,я просто не увидела и этот материал уже есть?

Юлия Покровская 16.02.2011, 10:18 #
На счет НПОЗ - чем плохо заключение ФН (фонетическое нарушение, т.е. проще говоря звуковка)? Пусть мы им не часто пользуемся, но его никто не отменял, просто со временем ФФН поглотило и ФН стало его частью. Зачем придумывать то, что уже есть...

вот-вот, у Левиной еще есть просто ФН, зачем какие то НПОЗ...у меня ассоциируется с аббревиатурой нефтеперерабатывающего завода...
выложим пересечение, да...

Татьяна Тылик 16.02.2011, 12:01 #
нефтеперерабатывающий завод-здорово!игде только логопеды не трудятся!А если серьёзно,то это скорее грустно,чем смешно....

У меня иногда получается ОНР 1,2 и ЗИР, потому что я пишу свою характер на ПМПК, а затем ребёнка обследует психоневролог. вполне естественно, что он ставит свой диагноз не взирая на моё заключение. А если первично речевое нарушение, например, алалия (при которой, кстати по Волковой, часто наблюдается задержка интеллектуального развития), тогда такого ребёнка не брать в группу или психоневролог не должен указывать ЗИР?

Ну, значит должно быть не ОНР, а системное недоразвитие речи у ребенка с ЗПР. А если это алалия, то нужно так и писать алалия. Если у него ЗПР, то ему не место в лого саду или группе, ему место в соответствующем учреждении 7 типа. Если же у него первичная алалия, то неврологу лучше посоветовать не писать ЗПР, поскольку скорее всего интеллект вторичен.

Татьяна Тылик 25.02.2011, 11:31 #
Марианна, у меня к Вам вопрос по поводу официальных рекомендаций в речевых заключениях. В методической литературе встречаются такие заключения, как НВОНР или НОНР. Что говорит наука на сегодняшний день по поводу этих заключений?

Наука ничего не говорит: нерезко выраженное ОНР - это опять же не заключение, а описание состояния. Представьте пришел ребенок к неврологу, у него ДЦП, а невролог пишет: ребенок плохо ходит. Это то же самое, что логопед просто пишет ОНР. Это парадокс, но даже термина ЗРР нет в официальной логопедии, хотя им все пользуются. То же касается и НОНР и т.п. Это заключения не подтвержденные исследованиями. Т.е. о существовании ОНР Левина защиттила диссертацию, А о описанных вариантах никто ничего не защищал. Мое же личное мнение такое: это просто пед.запущенность, но выгоднее написать ОНР: думаю, что причины, почему выгоднее всем понятны...
А вообще, методическая литература всегда носит рекомендательный характер, сейчас к сожалению, методичку по логопедии может написать хоть коля пупкин, а вот учебники писать сложно, никто особо не берется, так вот ни в одном официальном учебнике этих терминов нет, поэтому это вольная трактовка ОНР не совсем правильна.

Скажите, Марианна, при алалии нарушение интеллекта могут быть вторичные, это понятно, но вот как определить, где эта грань о первичности и вторичности нарушений. И дети с сенсо-моторной алалией могут обучаться в логогруппах? Обычно на практике таким детям ставят ЗПР или УО и отправляют в 7 или 8 вида учереждение. И ещё вопрос: когда у ребенка сначала скажем была алалия и отсутствие речи , теперь есть речь фразовая, но ситуативная, а понимание речи (сложной инструкции) не всегда правильное - можно продолжать ставить ребенку алалию или считать, что это выход из алалии и указывать уровень речевого развития?

Наталья, согласна, что вопрос диф.диагностики сложный. Скажем так, что у.о. при алалии вторичной не бывает, если мы говорим о комплексном дефекте, то первичны оба: и у.о. и алалия. К сожалению, в нашей стране очень мало учреждений для детей с комплексными нарушениями, но думаю, что если там у.о. и алалия, то целесообразно отдавать в 8 вид, т.к. 5 вида программу не потянет.
Если же сенсо-моторным алаликам ставят у.о. вторичную..ну, считаю, что это как минимум странно в условиях тенденции к ранней диагностики. По поводу ЗПР: зпр не является нозологической единицей, поэтому считаю, что если она вторична, то можно и 5 вид. Дети с сенсо-моторной алалией ДОЛЖНы обучаться в логогруппах, а не должны там обучаться те, кто сейчас обучаются: пед.запущенность и дизартрики. Но логопедам, конечно же, проще выпустить пед.запущенных, чем алаликов, поэтому алалики вообще скитаются по разным местам...
Если алалия была, то она будет всегда. Ведь это органика. Как и дизартрия, если она есть, то есть. Другое дело, что при алалии 3 степени: тяжелая, средняя и легкая, как и 3 уровня речевого развития. Про 4 намеренно не говорю, поскольку его у дошкольников не выявляли и вообще отдельная тема. Так вот есть три степени алалии,как Вы описываете, так это легкая степень алалии, как вариант - компенсированная алалия. А уровень или 2, или 3. тут уже нужно смотреть по составу фразы.

А почему ребенок с алалией ( и может быть с лёгкой степенью у.о.) не потянет программу 5 вида? Согласна, что моторые алалики - расскажут всё глазами (всё понимают, только сказать не могут), а сенсомоторные- сразу F70 ставят на комиссии и ни кто не разбирается, что первично. Я дефектологом работала какое-то время и если честно особой разницы не увидела в программе (а мы её сами определяли для каждого) для детей у.о лёгкой степени и ОНРок с 1-2 уровнем развития речи. Всё то же развитие сенсорики, пассивного словаря... Ведь только в динамике видно , что там первично. А иногда были такие , которым пророчили у. о . а там через 2 года и не видно, что у ребенка были серьёзные проблемы в развитии (нижняя граница нормы). Так вот я это к тому.... По каким критериям или нормам, законам, положениям и что там ещё... можно посадить ребенка хотя бы с диагностической целью с сенсомоторной алалией в группу для детей с ТНР. В моей практике встал такой вопрос очень остро, т к мои коллеги такой диагноз приравнивают к У О и сажать ребенка в логогруппу не хотят. а возить ребенка в сад 8 вида- это другой край нашего города мама просто не сможет, т к придётся бросать работу (почти единственный источник дохода в семье).

Ну, вот как можно писать ОНР и у.о???Вы читали определение ОНР: ключевой момент - первично сохранный интеллект! Само понятие ОНР было введено, чтобы отграничить чистую алалию от алалию с у.о. Есть у.о. - пишите алалию, НО НЕ ОНР!!
Описываете кошмар какой-то! Почему сенсо-моторная алалия - это 8 вид?!Ведь аттестат 5 и 8 вида сильно отличается, как мы все понимаем, в плане дальнейшей жизни! Не совсем понятна описываемая ситуация: у ребенка преобладает я так понимаю сенсорный компонент, а ему ставят у.о.?
Если определена сенсо-моторная алалия, то ему место в логогруппе: см.типовое положение о спец.кор. обр.учреждении. В чем конкретно проблема то?

К сожалению я ничего писать официально не могу. т к ко мне обратились за консультацией не официально. Да и вообще я сейчас логопед обычной группы для ФФНР. Это я считаю , что у ребенка сенсо-моторная алалия, да сенсорный компонент выражен . А на ПМПК , что это F70 и точка, и не дают даже шанса (с диагностической целью) посещать группу с ТНР. Я отлично знаю, что ОНР и У.О не пишутся в диагнозе, я не об этом писала. С ребеночком занимаюсь уже пару месяцев, прогресс есть, я понимаю, что это не у.о. А на комиссии , я думаю он и правда создаёт впечатление У.О , сначала и мне это показалось( на первых наших занятиях). Мне интересен момент- как маме защитить права ребенка и убедить посадить его хотя бы на время в логогруппу.
Кстати в нашем городе из дошкольных групп для ЗПР ( а в них же и у.о ) некоторые дети уходили в массовые школы. А из речевого интерната большинство продолжают учиться в 8 виде. Это я к тому, какие аттестаты у таких детей будут, ведь бывают же скачки в развитии и наоборот , я просто убеждена, что всё нужно уточнять (диагнозы) в динамике, но не за 20-30 минут на комисии.

Alisa Ovsepyan 26.03.2011, 12:11 #
"Это я к тому, какие аттестаты у таких детей будут, ведь бывают же скачки в развитии и наоборот , я просто убеждена, что всё нужно уточнять (диагнозы) в динамике, но не за 20-30 минут на комисии. " Согласна с Вашими словами,Наталья! Только если 20 мин обследуют-это ещё и очень хорошо.Несколько месяцев назад одна из членов ПМПК г.Москвы похвасталась,что она уже по внешнему виду ребёнка запросто может провести диагностику....

Марианна, Хотесь бы вернуться к ОНР 4.Хотелось бы узнать по подробнее.Если н-р ребенок поступил с 3 уровнем речевого развития и в ходе работы улучшил показания,но до нормы не дотягивает. Что тогда что ставить? Посоветуйте.

Думаю, что лучше написать компенсированное ОНР, чем 4 уровень, если мы говорим о дошкольнике, но можно и 4 уровень, если это школьник. А вообще я за то, чтобы не писать ОНР и точка, а писать через запятую нозологию, например, алалию, тогда в последующем будет меньше проблем при описании динамики.

Татьяна Тылик 28.03.2011, 11:44 #
Вот-вот, динамику тоже важно учитывать!А то иногда из д\\С, где при зачислении на ЛОГОПУНКТ стоит ОНР,моторная алалия, а при выходе уже ФФНречи.Как расшифровать этот каприз логопеда???

Ну, логопед-волшебник, иначе не скажешь! Видать умеет залезать в голову детям и вручную восстанавливать нервную систему...
Коллеги, после того, как я встречала в картах: межзубный астигматизм, а также тяжелая степень дизартрии по типу физиологической дислалии.....я уже ни чему не удивляюсь....

Ну если бы он находился в логогруппе с 3-х лет и до школы.то может быть.



Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: