Для детей с ЗПР по моему небольшому опыту работы , лучше звуковой метод обучения, так как потом при письме они теряют гласные звуки и буквы.
Обучение чтению. Борьба "Звуковиков" со "Складовиками"
Как лучше учить ребенка читать? Для меня всегда было очевидно, что звуковой метод более эффективен. Но сегодня я прочитала статью, которую привожу ниже. В ней сказано, что складовая система естественна, проверена временем и позволяет ребенку выйти на чтение через 3-4 занятия. Хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу.
Борьба «Звуковиков» со «Складовиками» Ещё в первой трети XIX века Федот Кузьмичев пытался выделить склады и представить их в системе. Обучение чтению по складам было широко распространено даже в низших сословиях России. Василий Васильевич Каширин внука Алёшу Пешкова так, примерно, учил: «Аз — А, буки-аз — БА, веди-аз — ВА, глаголь-аз — ГА...» и т. д. Избегая, заметим, «мук слияния»9, доставляющих столько хлопот современным методистам. Обучал по складам и Л. Н. Толстой, писавший, что «звуковой метод», с 70-х годов XIX века проникавший в Россию с Запада, является «недорозумением», «противен духу русского языка и привычкам народа». «Для чего идти хитрым и трудным путём звукового способа, когда того же самого можно достигнуть проще и скорее?» Лев Николаевич, как никто другой, имел право на такие заключения: в юношеские ещё годы обучал крестьянских детей; совершил несколько поездок в Европу — знакомился с образовательными учреждениями во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Англии, Бельгии; изучил отечественные и зарубежные теории и практики; снова преподавал, организовывал школы, был лично знаком и переписывался с виднейшими педагогами своего времени. «Азбуками» Толстого и посейчас пользуемся. Способ обучения по складам Лев Николаевич называл народным и усовершенствовал его, сократив веди, живете, мыслете до ве, же, ме и т. д. А вот обобщение многолетнего опыта (собственного и учителей организованных им школ) обучения крестьянских детей по складовому способу: «...по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков». «Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу»10. В 1873 году Лев Николаевич это писал. 130 лет прошло. Благодаря большим тиражам «Азбук» (до и после революции) складовой способ широко распространился в России, став основным, в частности, при ликвидации безграмотности. «Звуковики» несколько оживились только в 70-е годы. Закрепившись во время Перестройки в Министерстве и Академии образования, опять стали уверять, «что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный», и что во всех букварях его надо использовать. Что и было осуществлено. «Складовики» не сдавались. Просеяли склады (оставив только одно-двубуквенные), сосчитали (246), покрасили, разместили на кубиках и в таблицах, да начали их ещё и распевать. Склады стало удобно напрямую предъявлять: не «бэ-а — ба», «вэ-я — вя», «же-а — жа», а сразу БА, ВЯ, ЖА... Результаты не замедлили сказаться (да и звуковые буквари себя не показали). В обновлённом виде методика стала понятнее, доступнее для родителей, воспитателей, учителей, не требовала «погружения» и длительного освоения под руководством опытнейших специалистов. Толстовские выкладки о сроках выхода в чтение (3-10 уроков) стали массово подтверждаться даже при обучении дошкольников. Научить читать по звуковому способу даже первоклассников трудно, а в 3-5 лет (без вымучивания) и вовсе невозможно. Статьи о вреде раннего обучения чтению и в XIX веке только «звуковики» писали, и в XXI они же. Тогда им родители не верили, и сейчас не верят. И тогда читающие трёхлетки были, а сейчас тем более не в редкость. Родителям вот что по душе: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка», «А почему бы становление речи и обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому?» (Б. П. Никитин). Пятнадцатилетний опыт показывает: дети, знакомые с «Кубиками», быстрее выходят в речь, чище берут звуки, успешнее развиваются. Некоторые начинают читать в два года, многие в три11. Принцип «Не навреди» соблюдается у нас скрупулёзнейше: для самых маленьких кубики — разноцветные погремушки, строительный материал; буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что за несколько метров видны; сидеть совсем не обязательно, удобнее работать стоя. Заключение Института офтальмологии: улучшается зрение (даже в таких случаях, как амблиопия и косоглазие), осанка. И для слабовидящих наши кубики и таблицы хороши: размер букв, отсутствие резких сочетаний цветов (чёрного и красного, например, на белом фоне). Для тугослышащих и глухих особенно важны различия по цвету и весу. Чего же ещё надо?.. Пора, пора, наверно, опять Московский Комитет Грамотности просить о состязательной встрече «звуковиков» со «складовиками». Для детей с ЗПР по моему небольшому опыту работы , лучше звуковой метод обучения, так как потом при письме они теряют гласные звуки и буквы.
Спасибо за ответ!
Спасибо за ответ! У меня тоже опыт небольшой. Я всем детям почти сразу делаю "слоговый домик" - таблицу слогов, и дети , если хотят, могут читать целиком. Но эти слоги никто никогда не читает - они очень долго продолжают складывать звуки
Вопрос очень интересный.
Но, как мне кажется, здесь многое зависит от возраста ребенка- для более младших больше подходит метод "складовики", а для более старших - «звуковики». Как раз наоборот! У маленьких детей зрительное восприятие недостаточно развито, чтобы запомнить графический образ целого слога. Они буквы и то путают : С и О, А и Л, М и И
Здравствуйте! Скажите, где можно найти четкие требования к оформлению ВКР(диплома) для МОСПИ? Спасибо.
Я по убеждениям "звуковик", мне кажется этот метод развивает анализ и синтез. Плюс, для детей с нарушениями фонематического восприятия просто необходимо любой слог разбирать на звуки, иначе труба. Складывание слогов, может быть и быстрый способ научить условно нормального ребёнка получать быстрый результат (прочтение слов), но как быть дальше, когда начнут встречаться слоги со стечением согласных?
Я использую слоговые таблицы только для того, чтобы закрепить навык быстрого прочитывания слога. Знаю, что многие считают звуковой метод - методом запутывания детей, ибо дошкольнику даётся звуковой анализ, который его может путать при письме . Есть даже мнение, что взрыв безграмотности пошёл именно от использования звукового метода обучения. Последнее время больше детей с нарушениями речи, особенно с фонематикой. По опыту знаю: только звуковой!
Я первично педагог, и обучая детей как с различной патологией, так и норму, на опыте убедилась, что лучше звуковой метод. Научить читать слоговым способом нетрудно, а вот последствия такого обучения - трудности в дальнейшем обучении, причем проблемы у этих детей однотипные. Дети, наученные читать слоговым методом, а их было достаточно, чтобы сделать выводы, не могут выделить звук в слове (а в школьной программе много заданий из раздела "Фонетика"), соответственно им очень трудно дать характеристику тому или иному звуку. Так же эти дети затрудняются в выполнении таких заданий как: найди в данном слове другие слова, замени первую букву в слове, какое слово получилось?... Звуковой анализ и синтез развит очень слабо, фонематическое восприятие и слух так же не на должном уровне. Не могут найти слово с определенной орфограммой. Не анализируют слово при написании, допуская много ошибок.
Все таки, слоговые таблицы хороши для закрепления. А обучив чтению двух и трехлетнего ребенка нужно очень грамотно в последствии выстраивать его культуру чтения, развивая словарь, эмоции, восприимчивость, кругозор. К сожалению, часто у таких детей в 6-7летнем возрасте этот процесс проходит менее осознанно и эмоциональная окраска беднее. Это сравнимо с тем, что нынешние 6-летние дети легко решают примеры, однако математические представления у них настолько слабо развиты, что выполнение заданий на сравнение количества больших и маленьких предметов (2 больших квадрата и 3 маленьких ) , логику, понимание смысла задачи - вызывают трудности. Но для детей с определенными нарушениями, например с тугоухостью, слоговой способ лучше, хотя к ним применяется метод глобального чтения. Альбина, спасибо большое за ответ. А как Вы думаете, чисто теоретически, может быть такое, что во времена Льва Толстого и Ушинского дети были другие и слоговой метод был целесообразен?
Иоанна, несомненно, надо учитывать и время, и контингент, и требования к обучению, и, обязательно, результат, который хотят получить.
Если взять опыт Л.Н. Толстого, который обучал крестьянских детей, причем, грамотой не владели их родители, и немаловажно, название букв: "аз", "буки"... согласитесь, достаточно трудно было запомнить как название букв, так и выявить звук, обозначенный буквой. Заучивались буквы, слоги (огромное количество), из них складывались слова. Что же касается метода обучения чтению великого педагога К.Д. Ушинского, он,в отличие от синтетического - слогового или буквенного, аналитико-синтетический. "Свой метод Ушинский назвал методом, письма - чтения. Он убедительно доказал, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения (отсюда и название метода). По «Азбуке» К.Д.Ушинского дети сначала знакомятся с рукописным шрифтом, и лишь через 10--15 уроков вводятся печатные буквы. В своей методике ученый объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. В его системе анализ и синтез неразделимы." Методика Ушинского является развивающей. Она опирается на разговорную речь детей. Все занятия Ушинского были интегрированные, много было демонстративного материала. Метод Ушинского использовался при искоренении безграмотности в послереволюционной России и разрабатывался им для тех же народных школ. Если учитывать нынешних детей, к сожалению, при огромном количестве книг, развивающих пособий, игр, у них наблюдается недоразвитие либо процесса синтеза, либо анализа, синтеза чаще. А уж аналитико-синтетические процессы достаточно редки. Поэтому, я за звуковой метод.
1
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии. |
ПоискПрямой эфирЭллада Симонова → Покровская Юлия Александровна - логопед-психолог, ведущий специалист центраЮлия Покровская → Начат прием материалов в 17-й выпуск альманаха "МИР специальной педагогики и психологии" Зоя Владимировна Федорова → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2023" Ольга Твеленева → Новинки издательства "Логомаг" Лаврова Е.В., Уклонская Д.В., Минаева О.Д. Нарушения голоса: диагностика, коррекция, профилактика Юлия Покровская → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2023" На форуме обсуждаютTop pornstars and models in full length free sex videos Дистанционные курсы повышения квалификации СОКРАЩЕНИЕ ШТАТОВ ЛОГОПЕДОВ ДОУ Вопросы по работе сайта Ребенку нужен логопед, дефектолог м.БеляевоСвеженькое в библиотекеВ первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. |