ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОМ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
На современном этапе развития общества многие исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей. Одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Из-за нарушений как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи, эти дети не могут успешно овладевать грамотой в начальной школе. В дальнейшем они становятся неуспевающими по ряду предметов гуманитарного блока. Одной из главных причин этого являются трудности овладения фонемным анализом и синтезом. У них с большим трудом формируются устойчивые и дифференцированные представления о звуковом составе слова.
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Проблему готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи изучали Спирова Л.Ф., Каше Г.А., Журова Л.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
Тем не менее, при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, проблема готовности к обучению грамоте остается весьма актуальной.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Она представлена в программах обучения детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Особое место занимает пособие Каще Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» (М., 1971). Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общекультурные и интеллектуальные ценности.
Яшина В.И. изучала речевую готовность к овладению грамотой у детей с нормальным речевым развитием. Для успешного овладения грамотой в школе требуется хорошая подготовка дошкольников в детском саду. Это необходимо как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детей с нарушениями речи.
Основой качественного обучения дошкольников грамоте является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
При нормальном речевом развитии уже к двум годам первичное фонематическое восприятие ребенка достаточно сформировано (Гвоздев А. И., Швачкин Н. Х.. Дурова Н.В.). Исследования Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б. указывают на наличие у детей пяти лет “языковой одаренности”, то есть особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Эффективности при обучении грамоте, по мнению Выготского Л. С., можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка, у которого должно быть достаточно развиты все высшие психические функции - мышление, восприятие, речь, память, произвольное внимание. Наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте это возраст пяти лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению - шесть лет.
Методики обучения грамоте детей дошкольного возраста развивались и совершенствовались постепенно.
Еще столетие тому назад Ушинским К. Д. (1864) был предложен звуковой метод обучения детей грамоте. Данный метод сменил существующий до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу (работа с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками), но способ обучения процессу чтения не давался.
Шапошников И. Н. (1928) предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой (процесс письма) с последующим чтением написанного слова (процесс чтения). Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог.
В 1962 г. Эльконин Д. Б. разработал новую методику обучения чтению. Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов: этап звукового анализа слов (формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка); этап словоизменения (освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы); этап воссоздания звуковой формы слога и слова (освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения). Эльконин Д. Б. представил особую форму материализации слова - моделирование звуковой структуры слова (клетки по числу фонем в слове, заполняемые белыми фишками).
Основной недостаток данной методики состоит в том, что схема звукового состава слова не отражает его качественного содержания, определяется только количество звуков в слове, не дифференцируя их на гласные, твердые или мягкие согласные.
Обучаясь чтению и письму по методике Воскресенской А. И., дошкольники овладевают навыком чтения, но практически не могут полноценно проводить звуковой анализ слов, дети выделяют из слова только отдельные звуки. Система работы по обучению детей грамоте Горецкого В. Г., Кирюшкина В. А., Шанько А. Ф. основывается на анализе звучащей речи. Важным положительным моментом данной системы обучения грамоте детей является обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру, что способствует практическому усвоению позиционного принципа чтения.
Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Журовой Л. С., которая основывается на принципах, выдвинутых Элькониным Д. Б. Так же, как и в методике Эльконина Д. Б., детей обучают способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения на материале всего алфавита, соблюдается строгая поэтапность формирования способа чтения. Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова (цветовое обозначение гласного звука, твердого и мягкого согласного соответственно красной, синей и зеленой фишками). Эффективность обучения повышается за счет постепенного отказа в процессе обучения от схем звукового состава слова (выкладывание фишек непосредственно на столе с постепенной заменой фишек на буквы), а также за счет использования большого количества игр для закрепления навыка звукового анализа и чтения слогов и слов.
Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Поэтому обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи не может осуществляться с применением данных методик.
Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, снижены память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, отставание в развитии наглядно - образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, недоразвитие общей моторики и мелкой моторики пальцев рук.
Необходимость специальной методики обучения грамоте дошкольников с ОНР вызвана тем, что данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.
Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами как Спирова Л. Ф., Шуйфер Р. И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Спирова Л. Ф. и Шуйфер Р. И. указывают на первостепенность изучения звуко - буквенного состава слов. В процессе обучения грамоте обязательно учитываются следующие условия:
- обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучению произношения);
- предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии - а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
- темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года);
- развивается навык быстрой ориентации в звуко - буквенном составе слова;
- весь словесный материал знаком детям;
- проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений;
- происходит систематическое повторение и закрепление речевого материала;
- параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
- изучается один и тот же звук и буква;
- ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
- проводится широкое использование аналитико - синтетической работы с разрезной азбукой.
Обучение грамоте по системе Спировой Л. Ф., Шуйфер Р. И. делится на два периода: подготовительный и букварный. Именно подготовительный период формирует готовность к овладению грамотой и переход к знакомству с буквами.
Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников с ОНР шести лет подготовительной к школе группы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков с учетом соответствия между изучаемыми звуками, формами звукового анализа и обучением чтению и письму.
Содержание обучения распределяется по периодам. В первом периоде обучения завершается работа по формированию готовности к обучению грамоте, начатая в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи. Во втором периоде дети обучаются грамоте: знакомятся с гласными буквами (а, у, о, и), с согласными (м, п, т, к, с); складывают из букв разрезной азбуки слоги (му, су), слова ( мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразовывают слова путем добавления, перестановки, замены звуков; овладевают осмысленным чтением простых фраз.
Третий период обучения включает расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол), двусложных слов (мышка), трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме с элементами соревнования. На протяжении всех периодов обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звуко - буквенного анализа и синтеза, предупреждая появление дисграфии и дислексии в школе.
Опыт работы показывает, что использование данных методических рекомендаций по формированию готовности к овладению грамотой, а затем и непосредственное обучению грамоте дошкольников с ОНР позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с недоразвитием речи чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей в школе. Грамотно организованная логопедическая работа позволяет с одной стороны полностью устранить недостатки произношения и восприятия фонем у детей с ОНР, преодолеть нарушения лексико – грамматической стороны речи, с другой стороны - сформировать речевую базу для успешного обучения грамоте.
Литература
1. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.
2. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.
3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1971.
4. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., Учпедгиз, 1954.
5. Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения. М., Просвещение, 1968.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2010.
7. Чтение и письмо по системе Эльконина Д. Б. Книга для учителя. М., Просвещение, 1993.
8. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., Академия, 2014.