Материальчик залежавшийся,но хорошо структурированный.5+!
Начинающим СПЕЦИАЛИСТАМ ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ В РАБОТЕ.
Начинающим СПЕЦИАЛИСТАМ ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ В РАБОТЕ.
Методические рекомендации к организации кабинета учителя-логопеда /учителя-дефектолога/дошкольного учреждения → Документация логопедаРекомендации составлены в 1996 году творческой группой учителей-логопедов Северо-восточного округа и рекомендованы методическим советом УМЦ к обязательному использованию в дошкольных учреждениях округа 1.Общие положения
1. Кабинет логопеда /дефектолога/ ДОУ представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития. Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы специалиста в трех направлениях: • Помощь детям • Помощь родителям • Помощь педагогам ДОУ Адекватность и полноценность функционирования кабинета специалиста должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование. 2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим ярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи. 3. Основной задачей кабинета является обеспечение условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. 4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается: • В поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей. • Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей • Выработке и реализации эффективных методов оказания коррекционной помощи и поддержки ребенку. 5. Задачи и специфика работы кабинета определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов коррекционного воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов. 6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию. Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций логопеда, дефектолога, психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. 7. Руководство деятельностью кабинета логопеда /дефектолога/ дошкольного учреждения осуществляется администрацией ДОУ, старшим логопедом территории, учебно-методическим центром окружного управления образования. П. Направления деятельности и содержание работы кабинета логопеда /дефектолога/ Магистральное направление деятельности кабинета – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях: • Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач; в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания; нарушениями их адаптации. Предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта специалиста и детей, когда проводится обследование речи и познавательных процессов и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, коррекция нарушений общения, познавательной деятельности и речи ребенка/ • Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию; разработкой пролонгированных развивающих и коррекционных личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конкретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; основными формами работы специалиста здесь являются активные методы: консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком. Педагогическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям: • профилактическая работа -формирование у педагогов, детей, родителей общей педагогической культуры /лекции, беседы, тренинги/ -своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка -оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/ -определение готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции -предупреждение перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/ -создание благоприятного климата в ДОУ через оптимизацию форм общения • диагностическая работа - обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями -изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку -дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/ -диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения Развивающая и коррекционная работа -развитие личности в целом и отдельных его сторон -коррекция отклонений в психическом развитии • Консультативная работа -консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания -проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми Ш. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия специалиста с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение. Ш.1. Психоло-педагогическое обеспечение Психоло-педагогическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка: • Грамотное профессиональное взаимодействие специалиста с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых • Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками • Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/ • Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/ Ш.2. Методическое обеспечение Основной акцент в работе следует сделать на выборе средств для решения задач работы кабинета. Важным является: • Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме • Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента • Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий • Эффективность использования различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психолого-педагогической поддержки. Ш.3. Организационно обеспечение Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы 3.1.Оборудование кабинета Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием. 3.2.Технические средства 1.система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов 2.Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей 3.Фильмоском с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром 4.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов 5.Компьютер 3.3.Методические материалы 1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/ 2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./ 3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/ 4. Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература по новым технологиям, словари/ 5. Раздаточный материал для детей, родителей 6.Визупльные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п./ 3.4.Документация 1. Карта развития /речевая карта/ ребенка 2. Планирование работы /перспективное планирование на год, календарный план/ 3. Индивидуальная тетрадь ребенка 4. Тетрадь преемственности в работе логопеда воспитателя /тетрадь для вечерних занятий воспитателя/ 5.Отчет логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/ 3.5.Мебель 1.Рабочий стол для педагога 2.Шкаф или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы 3.Столы по количеству детей для детей 4.Стулья 5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка 6.настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна /в любом месте, но со специальным освещением 7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения 8.Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула /для ребенка и педагога/ 9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки, вата, мыло, полотенце 10.Фланелеграф или наборное полотно 11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка 3.6.Дополнительные средства для дизайна интерьера 1.Цветы 2.Клетки для птиц 3.Аквариум 4.Фонтан 1У. Требования к материально-техническому оснащению кабинета Организация пространства С учетом задач специалиста кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение: • Зона первичной беседы /рабочий стол; картотека с данными о детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования • Зона консультативной работы с родителями оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению • Зона игровой работы с детьми /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы/. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками • Зона учебной работы с детьми У. Описание перечня методического обеспечения Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом: ребенок Блок 1 Материалы для взаимодействия специалиста и воспитателя /выявление проблем ребенка глазами воспитателя/ • Анкеты для выявления проблемных и трудных детей познавательные процессы, речевое развитие/ • Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей • Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка • Карта наблюдений за адаптацией ребенка Блок 2 Материалы для взаимодействия специалиста и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/ • Анкеты по изучению развития ребенка • Анкеты готовности ребенка к школе • Опросник родительского отношения к проблемам ребенка • Опросник анализирующий типы семейного воспитания Блок 3 Материалы для работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/ • Диагностика речевого развития /понимание речи, лексика, грамматика, связная речь, произношение/ • Диагностика познавательных процессов/педагогическая диагностика восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения/ Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/
Юлия Покровская
29.09.2011, 01:24
Комментарии
2
КОММЕНТАРИИ
Материальчик залежавшийся,но хорошо структурированный.5+!
Начинающим СПЕЦИАЛИСТАМ ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ В РАБОТЕ. Спасибо за помощь начинающим логопедам!
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии. |
ПоискПрямой эфирАнна Шабалина → Логофест 2024Людмила Зуева → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Александра Кондрашова → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Анастасия Таганова → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Юлия Покровская → Издательство "ЛОГОМАГ" приглашает авторов Свеженькое в библиотекеВ первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. |