Логомаг

Документация логопеда

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Методические рекомендации к организации кабинета учителя-логопеда /учителя-дефектолога/дошкольного учрежденияДокументация логопеда

Рекомендации составлены в 1996 году творческой группой учителей-логопедов Северо-восточного округа и рекомендованы методическим советом УМЦ к обязательному использованию в дошкольных учреждениях округа


1.Общие положения
1.    Кабинет логопеда /дефектолога/ ДОУ представляет одно из звеньев единой системы
коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной
консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по
вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы специалиста в трех
направлениях:
•    Помощь детям
•    Помощь  родителям
•    Помощь педагогам ДОУ
Адекватность и полноценность функционирования кабинета специалиста должна базироваться на
соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также
включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2.    Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ.                                                                                
Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим ярко выраженные нарушения
в познавательной деятельности, речи.
3.    Основной задачей кабинета является обеспечение  условий для оптимального психического
развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание
благоприятного  климата обучения и воспитания каждого ребенка,  как в условиях семьи, так и в условиях
дошкольного учреждения.
4.    Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается:
•    В поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных
возможностей.
•    Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с
целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
•    Выработке и реализации эффективных методов оказания коррекционной помощи и поддержки
ребенку.
5.    Задачи и специфика работы кабинета  определяют целесообразность создания его на базе
дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ,
подбор и адаптацию методов и приемов коррекционного воздействия к конкретным условиям среды и
социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.
6.    Деятельность кабинета осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение
по специальности  или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию. Для обеспечения
успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное  
взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций логопеда, дефектолога, психолога,
педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.
7.    Руководство деятельностью кабинета логопеда /дефектолога/ дошкольного учреждения
осуществляется администрацией ДОУ, старшим логопедом территории, учебно-методическим центром
окружного управления образования.

П. Направления деятельности и содержание работы кабинета логопеда /дефектолога/
Магистральное направление деятельности кабинета  – обеспечение оптимального психического и
личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:
•    Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач; в частности, с профилактикой,
диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания; нарушениями их адаптации.  
Предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации
непосредственного контакта специалиста и детей, когда проводится  обследование речи и познавательных
процессов и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, коррекция нарушений
общения, познавательной деятельности и речи ребенка/
•    Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и
личностному развитию; разработкой пролонгированных развивающих и коррекционных
личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка
с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции,
направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу
опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в
конкретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; основными
формами работы специалиста здесь являются активные методы: консультации, лекции для педагогов и
родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.

Педагогическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
•    профилактическая работа
-формирование у педагогов, детей, родителей общей педагогической культуры /лекции, беседы, тренинги/
-своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и
эмоционально-волевой сферы ребенка
-оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа
с детьми/
-определение готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений
в развитии и коррекции
-предупреждение перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы
с педагогами и родителями, участие в составлении  расписания занятий, режима работы ДОУ/
-создание благоприятного климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
•    диагностическая работа
- обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам
и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
-изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей  с целью
обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
-дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего
возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/
-диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения
 Развивающая и коррекционная работа
-развитие личности в целом и отдельных его сторон
-коррекция отклонений в психическом развитии
•    Консультативная работа
-консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания
-проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и
обеспечения преемственности в работе с детьми

Ш. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета
Кабинет  можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия специалиста с детьми разного возраста,
их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы  прежде всего ребенка.  Позиция
«ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
Ш.1. Психоло-педагогическое  обеспечение
Психоло-педагогическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для
ребенка:
•    Грамотное профессиональное взаимодействие специалиста с педагогическим коллективом ДОУ,
доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых
•    Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация
продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
•    Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого
возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/
•    Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы,
склонности, способности/
Ш.2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе средств для решения задач работы кабинета.
Важным является:
•    Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме
•    Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего
эксперимента
•    Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик,
основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов
выполнения  ими заданий
•    Эффективность использования различных  средств воздействия существенно повышается
при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях  диагностики и последующей
коррекции, так и в условиях психолого-педагогической поддержки.
Ш.3. Организационно обеспечение
Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических  
материалов, документации и рекламы
3.1.Оборудование кабинета
Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его
оборудованием.
3.2.Технические средства
1.система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
2.Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
3.Фильмоском с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи и ознакомлению с окружающим
миром
4.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов
5.Компьютер
3.3.Методические материалы
1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши,
бумага, клей/
4. Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература по новым технологиям,
словари/                                                                                           
5. Раздаточный материал для детей, родителей
6.Визупльные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п./  
3.4.Документация
1. Карта развития /речевая карта/ ребенка
2. Планирование работы /перспективное планирование на год, календарный план/
3. Индивидуальная тетрадь ребенка
4. Тетрадь преемственности в работе логопеда  воспитателя /тетрадь для вечерних занятий воспитателя/
5.Отчет логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/
3.5.Мебель
1.Рабочий стол для педагога
2.Шкаф  или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической
литературы
3.Столы по количеству детей для детей
4.Стулья
5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка
6.настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть
возле окна /в любом месте, но со специальным освещением
7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения
8.Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула /для ребенка и педагога/
9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки, вата, мыло,
полотенце
10.Фланелеграф или наборное полотно
11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица
I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка
3.6.Дополнительные средства для дизайна интерьера
1.Цветы
2.Клетки для птиц
3.Аквариум
4.Фонтан
1У. Требования к материально-техническому оснащению кабинета
Организация пространства
С учетом задач специалиста кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых
имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
•    Зона первичной беседы  /рабочий стол; картотека с данными о детях, педагогах, родителях/;
закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны
посторонним; шкаф, где размещаются  таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий
для обследования
•    Зона консультативной работы с родителями оформляется  максимально комфортно/журнальный
столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому
доверительному общению
•    Зона игровой работы с детьми /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши,
альбомы/. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
•    Зона учебной работы с детьми
У. Описание перечня методического обеспечения
Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:
ребенок
Блок 1
Материалы для взаимодействия специалиста и воспитателя /выявление проблем ребенка глазами воспитателя/
•    Анкеты для выявления проблемных и трудных детей познавательные процессы, речевое развитие/
•    Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей
•    Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка
•    Карта наблюдений   за адаптацией ребенка
Блок 2
Материалы для взаимодействия специалиста и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей,
изучение детско-родительских отношений/
•    Анкеты по изучению развития ребенка
•    Анкеты готовности ребенка к школе
•    Опросник родительского отношения к проблемам ребенка
•    Опросник анализирующий типы семейного воспитания
Блок 3
Материалы для  работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/
•    Диагностика речевого развития /понимание речи,  лексика, грамматика, связная речь, произношение/
•    Диагностика познавательных процессов/педагогическая диагностика восприятия, внимания,
мышления, памяти, воображения/
Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению /диагностика познавательного
развития, диагностика речевого развития/

Юлия Покровская 29.09.2011, 01:24 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Ирина Лакизо 07.05.2012, 15:53 #
Материальчик залежавшийся,но хорошо структурированный.5+!
Начинающим СПЕЦИАЛИСТАМ ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ В РАБОТЕ.

Спасибо за помощь начинающим логопедам!

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: