1. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник, получивший квалификацию учителя-логопеда, должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями речи, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу со взрослыми, использовать разнообразные приемы, методы и средства коррекции речи; соблюдать права и свободы обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в коррекционном процессе.
Область профессиональной деятельности
Специальное (коррекционное) образование для обучающихся с нарушениями речи
Объект профессиональной деятельности
Обучающиеся с нарушениями речи
Виды профессиональной деятельности
Учебно-воспитательная;
диагностико-аналитическая;
коррекционно-развивающая;
социально-педагогическая;
научно-методическая;
консультативная;
культурно-просветительная;
организационно-управленческая.
Выпускник, получивший квалификацию учителя-логопеда, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя-логопеда, решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.
Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).
2. Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.
Типовые задачи профессиональной деятельности
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя-логопеда являются:
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
применение современных средств оценивания результатов обучения;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
применение современных педагогических технологий;
организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области диагностико-аналитической деятельности:
дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;
реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;
осуществление профилактики речевых нарушений;
в области социально-педагогической деятельности:
планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
проведение профориентационной работы;
оказание помощи в социализации учащихся;
в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области консультативной деятельности:
консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
в области культурно-просветительной деятельности:
формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;
организация контроля за результатами обучения и воспитания;
управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
организация внеурочной деятельности;
выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.