Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.
Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от
4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи
(Обращаем внимание, что дети с ОНР не зачисляются на логопедический пункт - комментарий Администрации сайта).
Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования,
не менее 25 детей (
в некоторых округах г. Москвы количество детей, одновременно зачисленных на логопункт может быть увеличено -
комментарий Администрации сайта) с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед
в течение месяца, составляет 15 человек. Основными задачами учителя-логопеда являются:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого
развития;
- привитие детям навыков коммуникативного общения;
- решение задач социального и речевого развития;
- организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.
Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования,
достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогическои комиссией, которая создается на основании приказа окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду допускается проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна, превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами" 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.
Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило,
6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и
12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.
Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут учитель-логопед, воспитатель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.
Учитель-логопед взаимодействует с педагогами государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей
мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия. Примерная (
обращаем внимание, что документ не устанавливает обязательного перечня документации - комментарий Администрации сайта) документация учителя-логопеда:
- протоколы заседаний психолого-медико-педагогических комиссий по
- приему и выпуску детей;
- индивидуальная речевая карта;
- календарный план работы на каждый день;
- график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;
- журнал учета посещаемости;
- план мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у
- детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учреждения
- и родителей (законных представителей);
- тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения (рекомендации по проведению групповых и индивидуальных занятий с детьми в группе);
- индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми.
Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Первый заместитель
руководителя Департамента Л.Е. Курнешова