Шашкина Г.Р.
КИНЕЗИТЕРАПИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫИ ПАРАЛИЧОМ
КИНЕЗИТЕРАПИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫИ ПАРАЛИЧОМ
Кинезитерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности взрослых с афазией. Однако применение кинезитерапии при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых кинезитерапевтических методов наиболее известны методы В. Войта, Б. и К. Бобатов, метод нейромоторного перевоспитания и коррекционная ритмика.
Каждый метод имеет свою особенность, однако важен не сам выбранный метод, а умелый профессионал, пронимающий суть, особенности и побочные эффекты любой из предпочитаемых им технологий. Об этом не раз упоминал в своих работах кандидат медицинских наук, детский невролог - реабилитолог М.М.Грейс. Врач считает, что только в умелых руках профессионала c его знаниями, опытом и умением можно добиться выраженного положительного результата при таком тяжёлом заболевании, как ДЦП. Предлагаемый им метод рефлекс - реабилитации базируется на рефлекторных механизмах регуляции мышечного тонуса. Это система комплексной реабилитации больных с ДЦП всех возрастных групп, позволяющая раскрыть и улучшить имеющийся двигательный потенциал больного ребёнка, сформировать и закрепить необходимые ему двигательные навыки. Применение разработанной системы реабилитации сокращает сроки проводимого лечения, быстрее формирует самостоятельное передвижение, улучшает социальную адаптацию детей.
Реабилитация ребенка с ДЦП - длительный и сложный процесс, так как его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии. Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка.
Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта новый подход к реабилитации детей с ДЦП. Она выявила позиции тела, позволяющие затормозить патологические рефлексы, что способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к возможности управлять движением. Опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат обосновал теоретически. В настоящее время эта методика применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась достаточно эффективной при большинстве форм ДЦП.
С самого начала кинезитерапевтического воздействия все движения управляются руками взрослого, который контролирует три сферы движений и позы: голова, плечевой и тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - реакции выпрямления. Это те рефлексы, которые в физиологических условиях появляются в раннем возрасте.
Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия. Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.
Широкое применение в работе с детьми с ДЦП имеют двигательные технологии. Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.
Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Методика чешского невролога стала широко применяться в Италии, Японии, Швеции и Австрии. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу). Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям. Сначала лежа на животе, ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить. Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.
Таким образом, кинезитерапия - это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения - позы, активные и пассивные упражнения. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В., Мастюкова Е. М., считают, что кинезитерапия при ДЦП играет особую роль. Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными. С помощью современных методов кинезитерапии возможно выровнять тонус мышц плечевого пояса и привести руки детей с ДЦП в хорошее функциональное состояние. После этого переходят к работе над мышцами спины и нижних конечностей. Такой подход в реабилитации называется поэтапным. В этом случае результаты могут быть стабильными.
Шаргородский В.С. в 2000 году писал, что лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.
Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Технологии ритмического воспитания детей с ДЦП представлены в учебном пособии профессора Медведевой Е.А. и соавторов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании».
По мнению авторов пособия, коррекционная ритмика - вид кинезитерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение. Задачей лечебной, коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики, при котором ведущей составляющей является музыка, которая задает ритм движений.
Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.
В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий в основном чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.
Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном.
В работе с детьми с негрубыми нарушениями двигательной сферы эффективно применяется разработанная Гринер В.А. логопедическая ритмика. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.
Упражнения на различные виды ходьбы развивают способность ориентироваться в пространстве и коллективе, развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для детей с дизартрией при остаточных явлениях ДЦП, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих патологических движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово¬дить и специалисты, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений служит не музы¬ка, а движения под стихотворное сопровождение.
Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание и являются базой для развития произносительной стороны речи. Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И. и соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г., авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.
В упражнениях на координацию слова с дви¬жением и музыкой используется общность средства вы¬разительности как музыкальной, так и разговорной речи. Мо¬гут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор¬ным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным со-провождением, так и без него. Игра развивает вни¬мание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решитель¬ность.
Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нару¬шенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует разви¬тию всех качеств голоса, который у детей с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Подводя итоги выше сказанному можно сформулировать следующие выводы.
Кинезитерапия при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых методов кинезитерапии наиболее известны методы Войта, Берты и Карла Бобатов, коррекционная ритмика, психогимнастика и другие технологии. Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. При развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы удачно используется психогимнастика. Методика саморелаксации, направленная на регуляцию мышечного тонуса применяется на занятиях логопедической ритмикой. В процессе логоритмических занятий развиваются дыхательные, голосовые, произносительные возможности детей с негрубыми расстройствами движения и речи детей с ДЦП. Все апробированные в практике коррекционной работы техники направлены на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, ТВ конечном итоге на их социальную адаптацию в обществе.
Литература
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., Просвещение. 1973.
2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.
М., Коррекционная педагогика №1, 2004.
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. (Под ред. Л.И. Беляковой). М., Книголюб, 2004.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос. 2002.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
6. Медведева Е.А. и др. Арпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., Академия. 2001.
7. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., Гном-Пресс, 2001.
7. Václav Vojta, Annegret Peters. Das Vojta-Prinzip, 3. Auflage, Springer Heidelberg. 2007.
Каждый метод имеет свою особенность, однако важен не сам выбранный метод, а умелый профессионал, пронимающий суть, особенности и побочные эффекты любой из предпочитаемых им технологий. Об этом не раз упоминал в своих работах кандидат медицинских наук, детский невролог - реабилитолог М.М.Грейс. Врач считает, что только в умелых руках профессионала c его знаниями, опытом и умением можно добиться выраженного положительного результата при таком тяжёлом заболевании, как ДЦП. Предлагаемый им метод рефлекс - реабилитации базируется на рефлекторных механизмах регуляции мышечного тонуса. Это система комплексной реабилитации больных с ДЦП всех возрастных групп, позволяющая раскрыть и улучшить имеющийся двигательный потенциал больного ребёнка, сформировать и закрепить необходимые ему двигательные навыки. Применение разработанной системы реабилитации сокращает сроки проводимого лечения, быстрее формирует самостоятельное передвижение, улучшает социальную адаптацию детей.
Реабилитация ребенка с ДЦП - длительный и сложный процесс, так как его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии. Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка.
Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта новый подход к реабилитации детей с ДЦП. Она выявила позиции тела, позволяющие затормозить патологические рефлексы, что способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к возможности управлять движением. Опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат обосновал теоретически. В настоящее время эта методика применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась достаточно эффективной при большинстве форм ДЦП.
С самого начала кинезитерапевтического воздействия все движения управляются руками взрослого, который контролирует три сферы движений и позы: голова, плечевой и тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - реакции выпрямления. Это те рефлексы, которые в физиологических условиях появляются в раннем возрасте.
Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия. Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.
Широкое применение в работе с детьми с ДЦП имеют двигательные технологии. Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.
Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Методика чешского невролога стала широко применяться в Италии, Японии, Швеции и Австрии. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу). Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям. Сначала лежа на животе, ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить. Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.
Таким образом, кинезитерапия - это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения - позы, активные и пассивные упражнения. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В., Мастюкова Е. М., считают, что кинезитерапия при ДЦП играет особую роль. Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными. С помощью современных методов кинезитерапии возможно выровнять тонус мышц плечевого пояса и привести руки детей с ДЦП в хорошее функциональное состояние. После этого переходят к работе над мышцами спины и нижних конечностей. Такой подход в реабилитации называется поэтапным. В этом случае результаты могут быть стабильными.
Шаргородский В.С. в 2000 году писал, что лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.
Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Технологии ритмического воспитания детей с ДЦП представлены в учебном пособии профессора Медведевой Е.А. и соавторов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании».
По мнению авторов пособия, коррекционная ритмика - вид кинезитерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение. Задачей лечебной, коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики, при котором ведущей составляющей является музыка, которая задает ритм движений.
Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.
В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий в основном чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.
Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном.
В работе с детьми с негрубыми нарушениями двигательной сферы эффективно применяется разработанная Гринер В.А. логопедическая ритмика. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.
Упражнения на различные виды ходьбы развивают способность ориентироваться в пространстве и коллективе, развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для детей с дизартрией при остаточных явлениях ДЦП, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих патологических движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово¬дить и специалисты, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений служит не музы¬ка, а движения под стихотворное сопровождение.
Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание и являются базой для развития произносительной стороны речи. Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И. и соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г., авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.
В упражнениях на координацию слова с дви¬жением и музыкой используется общность средства вы¬разительности как музыкальной, так и разговорной речи. Мо¬гут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор¬ным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным со-провождением, так и без него. Игра развивает вни¬мание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решитель¬ность.
Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нару¬шенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует разви¬тию всех качеств голоса, который у детей с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Подводя итоги выше сказанному можно сформулировать следующие выводы.
Кинезитерапия при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых методов кинезитерапии наиболее известны методы Войта, Берты и Карла Бобатов, коррекционная ритмика, психогимнастика и другие технологии. Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. При развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы удачно используется психогимнастика. Методика саморелаксации, направленная на регуляцию мышечного тонуса применяется на занятиях логопедической ритмикой. В процессе логоритмических занятий развиваются дыхательные, голосовые, произносительные возможности детей с негрубыми расстройствами движения и речи детей с ДЦП. Все апробированные в практике коррекционной работы техники направлены на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, ТВ конечном итоге на их социальную адаптацию в обществе.
Литература
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., Просвещение. 1973.
2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.
М., Коррекционная педагогика №1, 2004.
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. (Под ред. Л.И. Беляковой). М., Книголюб, 2004.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос. 2002.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
6. Медведева Е.А. и др. Арпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., Академия. 2001.
7. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., Гном-Пресс, 2001.
7. Václav Vojta, Annegret Peters. Das Vojta-Prinzip, 3. Auflage, Springer Heidelberg. 2007.