Ведущая: Елецкая Ольга Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент, логопед высшей квалификационной категории.
Для участия в работе приглашаются: воспитатели, логопеды ДОУ, студенты дефектологических факультетов, практические психологи, заинтересованные родители.
Программа семинара:
Тема 1. Организационно-педагогические и методические особенности обучения письму в системе общего и коррекционно-развивающего образования
1.1 Общеобразовательные и коррекционно-развивающие нужды и возможности детей группы риска по овладению письменноречевыми навыками.
Разграничение языка и речи, устной и письменной форм её форм и функций.
1.2 Суть коррекционно-развивающих технологий и их место в методике обучения чтению и письму.
Цели и задачи обучения детей группы риска письму. Методические принципы организации обучения письму детей группы риска. Методы обучения детей группы риска письму. Организация усвоения учебного материала.
Тема 2 Функциональный состав и предпосылки возникновения дисграфии
2.1 Причины возникновения и проявления дисграфии
Современный подход к классификации нарушений устной и письменной речи. Формирования заключения и диагноза.
2.2 Лингвистические составляющие формирования навыков письма.
Феномен языка. Речь как способ общения, конкретное говорение, протекающее во времени. Язык как средство общения, код, система знаков.
2.3 Нейрофизиологические компоненты, составляющие базу для формирования полноценных письменноречевых навыков.
Функционирование ведущих анализаторов в процессе чтения и письма. Переработка слухоречевой информации. Слуховое восприятие речи как потока информации. Слуховое восприятие звуков речи. Переработка двигательной информации. Переработка зрительно-пространственной информации.
2.4 Психологические предпосылки формирования навыков письменной речи
Понятие психологической готовности к усвоению навыка письма. Основные этапы и направления в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей, с предрасположенностью к дисграфии.
2.5 Комплексные программы кодирования устной речи в письменную.
Программа действий при написании буквы. Кодирование звучащего слова в написанное. Коррекционно-развивающая технология написания контрольных орфографических диктантов. Программа записи предложения.
Тема 3. Комплексная диагностика дисграфий у младших школьников
3.1 Изучение раннего анамнеза.
3.2 Исследование психологических предпосылок формирования устной и письменной речи. Требования к диагностическому инструментарию.
3.3 Исследование психофизиологической готовности детей к овладению речевой деятельностью.
Определение моторной зрелости. Обследование кинетики. Обследование кинестезии. Обследование зрительно-пространственных функций.
3.4 Диагностические методики изучения речевых и языковых возможностей младших школьников.
Обследование звукопроизносительной стороны речи, фонематических процессов, состояния словаря и грамматического строя речи ребенка.
Тема 4. Формирование графомоторных навыков письма. Выявление, предупреждение и коррекция оптико-моторных дисграфий у младших школьников
4.1 Симптоматика и механизмы дисграфий, проявляющихся в неспособности овладеть графическим образом буквы.
Оптическая дисграфия. Психолого-педагогические аспекты формирования письменной речи при левшестве у детей. Обучение письму леворуких детей. Смешение букв по кинетическому сходству. Формирование, развитие и автоматизация графо-моторного навыка. Пространственная (холистическая) дисграфия. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
4.2 Обучение каллиграфии младших школьников с предрасположенностью к дисграфии.
Подготовительный этап. Развитие и коррекция моторных умений. Развитие двигательных ощущений. Развитие умения чувствовать взаимосвязь между движениями руки и величиной объекта. Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке. Основной этап обучения каллиграфии.
Тема 5. Предупреждение и устранение ошибок на письме, обусловленных своеобразием звукопроизносительной стороны речи
5.1 Нарушения звукопроизношения и их влияние на формирование навыков письменной речи.
Классификация нарушений звукопроизношения (дислалий и дизартрий) по этиопатогенетическому критерию, по объему нарушения звукопроизношения, по симптоматике. Аномалия строения артикуляционного аппарата, их роль в возникновении нарушений звукопроизношения. Диагностика нарушений звукопроизношений. Соотношение расстройств фонетической и фонематической систем. Роль учителя в организации и проведении коррекционной работы, направленной на устранение нарушений звукопроизносительной стороны речи.
5.2 Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Включение в систему занятий по обучению грамоте младших школьников коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение проявлений артикуляторно-акустической дисграфии в письменных работах.
Тема 6. Совершенствование навыков фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза
6.1 Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания.
Основные ошибки и пути их коррекции. Смешение понятий «звук» – «буква». Ошибки в характеристике звука. Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв.
6.2 Обучение фонематическому анализу в системе занятий по обучению грамоте младших школьников группы риска.
Звуки речи. Классификация звуков по способу произнесения. Гласные звуки.
6.3 Овладение слоговым анализом. Слоговой анализ с опорой на количество гласных звуков в слове.
Тема 7. Коррекционно-развивающие технологии в методике изучения частей речи
7.1 Аграмматическая дисграфия. Основные симптомы и пути их устранения.
7.2 Система работы по профилактике аграмматической дисграфии на логопедических занятиях и уроках русского языка.
Общий этап подготовки к усвоению частей речи. Знакомство с формальным понятием «слово». Грамматическое значение слова. Грамматические вопросы. Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова». Изучение частей речи. Знакомство школьников с особыми нуждами с речеведческой терминологией. Наблюдение грамматических связей слов в предложениях.
Каждый участник получит сертификат участия на 8 академических часа.
Начало регистрации участников в 9.30
Количество мест ограниченно, предварительная регистрация обязательна.
Отметка командировочных удостоверений осуществляется на месте.
Стоимость очного участия 1500 рублей, заочного - 2200 рублей.
Стоимость заочного участия включает пересылку материалов: видео-диск, сертификат участия, раздаточный материал (предоставленный ведущим).
Название
мероприятия, на которое подается заявка |
Семинар О.В.Елецкой «ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ДИСГРАФИЙ У ШКОЛЬНИКОВ» |
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
Место
работы |
|
Должность |
|
Являетесь
ли вы членом гильдии логопедов и дефектологов? |
|
Откуда вы
узнали о мастер-классе |
|
Почтовый
адрес (с указанием индекса), на который будут высланы материалы |
|
Электронный
адрес |
|
Телефон
домашний (с кодом города) и мобильный |
|
Форма
участия (очная или заочная) |
|
Форма
оплаты для очных участников: наличными на месте или по квитанции в банке |
|
Членам Гильдии логопедов и дефектологов – скидка 10%.
Оплата производится с помощью квитанции в любом банке РФ, либо на месте наличными.
Приложение 1 Форма заявки на участие
Порядок участия:
1. Порядок участия определяется условиями Соглашения.
2. Сроки подачи заявки: до 09.11.2015
3. Заявки присылаются по адресу wizard@logomag.ru с пометкой "заявка на мастер-класс Елецкой" в виде прикрепленного документа.
4. Материалы заочным участникам будут разосланы до 31 декабря 2015 года.
Адрес проведения: м.Юго-Западная ул.Ак.Анохина д.7
Количество мест ограничено! Подробности по телефону: 8-499-755-86-69