Спасибо, Юлия!
Конспект индивидуального занятия
c Алешей, имеющим общее недоразвитие речи,III уровень,
учеником 1 – ого класса
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звука «Р».
2. Автоматизировать звук «Р» в словах, в словосочетаниях.
3.Формировать фонематический слух и восприятие.
4. Развивать ритмоинтонационную сторону речи на базе слогов.
5. Совершенствовать навык чтения.
6. Развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
7. Обогащать и активизировать словарный запас по темам: птицы, домашние
животные и животные жарких стран, одежда.
8. Закрепить понятие – обобщающие слова.
9. Развивать пространственную ориентировку.
Оборудование:
Л.Н.Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. Занимательные упражнения по развитию речи. Альбом 3.- М.,2001.
Зеркало; карточки с цифрами от 1 до 7; таблица слогов; кроссворд.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель логопед: Алеша, какой сегодня день недели?
Ученик: Вторник.
- Какой день недели перед пятницей?
- Четверг.
- Какой сейчас месяц года?
- Февраль.
- Алеша, послушай внимательно: вторник, четверг, февраль. Какой звук я сейчас выделяла голосом.
- Звук «Р».
- Молодец. Сегодня на занятии мы выполним упражнения, поиграем с этим звуком для того, чтобы красиво
его произносить.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика
- Сначала выполним артикуляционную гимнастику. Доставай зеркало.
«Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
Нижняя челюсть при этом не подвижна.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть
не должна двигаться.
«Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней
стороны, двигая языком вправо-влево.
«Посчитай верхние зубки».Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний
зуб с внутренней стороны.
«Вкусное варенье».Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз.
Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
«Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт,
язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть
оставалась неподвижной.
«Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка –
ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то
можно пощелкать языком. Как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
«Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние
зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
«Моторчик». Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами,
см упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской
или просто чистым!!! Прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из
стороны в сторону.
«Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к
верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Уточнить правильную артикуляцию звука «Р».
Учитель логопед: Язычок мы с тобой поупражняли. Теперь вспомним артикуляцию звука «Р».
- Рот приоткрыт. Губы улыбаются, верхние зубы видны. Широкий распластанный язычок за верхними зубами. Мы сильно
дуем на язычок, и он вибрирует, прыгает.
- Давай попробуй.
- А если завести язычок чуть-чуть назад, то ты произнесешь звук «Р».
Если поднести ко рту ладонь, то ощущается сильная струя воздуха. Чувствуешь?
Игра «Поймай звук».
Учитель логопед: Алеша, когда услышишь звук «Р» в слогах, хлопни в ладоши, «поймай» его.
ЛО, РА, РУ, МЫ, ВА, РЫ, ЗО, РО, ТЫ, НУ, РЭ, ГА, БО, РА
Учитель логопед: Молодец. А теперь хлопни ладошкой по столу, когда услышишь звук «Р» в словах.
РОТ, ЛОМ, ТОРТ, КРОТ, СОКОЛ, МОТОР, СТАКАН, АРТИСТ,
ШАХТЕР , КНИГА, ПАЛКА, РАМКА, ПЯТЕРКА, КОФЕМОЛКА
Игра «Эхо»
Учитель логопед: Повтори за мной слоги, выделяя голосом тот слог, который выделю я. Слушай внимательно: РА –ро- ру
* Ученик повторяет слоги за логопедом.
Учитель логопед: Какой слог ты выделил голосом? Почему? Какой он по счету?
Ученик: Слог РА. Услышал, что его выделили голосом вы. Слог РА первый по счету.
ро – РУ – рэ Ра – ру –ры рэ – ры – РО- ра
РУ- ро – рэ ро – ры – РУ Ра – ру –ры –рэ
Учитель логопед: А сейчас определи ударный слог по схеме и прочитай его с ударением: х – Х – х Х- х – х – х х – х – Х и т.д.
ру – РЭ – ра РУ – рэ – ро – ра ры – ро – РЭ
Собери буквы в слова
Учитель логопед: Из этих букв надо собрать слова. Записать их. Определить место буквы в слове, между каких букв она стоит,
сколько букв в слове, количество гласных, согласных.
К, Б, А, Р - БРАК, КРАБ
-----------------
К, П, А, Р - ПАРК, КАРП
-----------------
Р, О, Г, Б - ГОРБ
-----------------
Д, Г, А, Р - ГРАД
БРАК – 4 буквы, «Р» - на втором месте, между буквами «Б» и «А», 1 гл., 3 согл.
Составь цепочку слов
Учитель логопед: Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом
следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Назови слова первой цепочки.
Сколько их? Назови слова второй цепочки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской под картинкой. Выдели
звук «Р»,определи его место в слове. («Занимательные упражнения по развитию речи» Л.Н.Зуева,…)
Пальчиковая гимнастика
ПИРОГ
Падал снег на порог. (Два раза медленно опустить ладони на
стол).
Кот слепил себе пирог. (Прижимая ладонь к ладони, показать, как
лепят пирог).
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («Бежать» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки (Опять показать, как лепят пирог).
Не из снега – из муки.
Определить количество слогов в слове
Учитель логопед: Рассмотри марки и назови предметы, нарисованные на них. Определи количество слогов в каждом слове.
Покажи (соедини дорожками) марки на нужные конверты. На конверт с одной маркой – слово с одним слогом, на конверт с
двумя марками – с двумя слогами, на конверт с тремя марками – слово с тремя слогами. Какой звук слышится в названии
всех этих предметов? Определи место звука «Р» в этих словах.
Назови слова со слогом «РА»; «РО»; «РУ»; «РЫ». (« Занимательные …)
Работа с таблицей
Учитель логопед: Прочитай слова, соединяя слоги, покажи цифру, соответствующую месту буквы «Р» в слове.
Подбери к существительным имена прилагательные (определения).
- РАМКА - 1, Цветная рамка и т.д.
( Приложение).
Отгадай кроссворд
Учитель логопед: Подбери слова к кроссворду. Объясни слово, как ты его понимаешь. Прочитай слова,
выделяя интересующую нас букву.
- КОРНИ - есть у деревьев, цветов, растений .
(Приложение).
Развитие пространственных отношений
Учитель логопед: Внимательно рассмотри картинки на карточках слева и справа. Назови их.
Какой звук слышится в названии всех этих предметов? Где прячется звук «Р»?
Назови одним словом предметы, расположенные на парах карточек. А теперь обрати внимание, как расположены
картинки на парах карточек.
Что изменилось?
Подумай, каким образом изменить расположение картинок слева, чтобы получить такую же комбинацию картинок,
как на карточке справа?
( Занимательные …).
Пример: Корова, зебра, баран, жираф, носорог. Слышится звук «Р» - в середине слова. На карточках животные –
домашние и жарких стран.
Баран находился под коровой, стал в правом верхнем углу и т.д.
Заключительная часть. Итог занятия.
Учитель логопед: Алеша, над каким звуком мы сегодня работали?
А в твоем имени есть этот звук?
Назови слова со звуком «Р», которые ты слышал сегодня на занятие?
- Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался.
Домашнее задание
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Чтение по таблице. Объяснить значения получившихся слов.
Подобрать к словам существительным определение. (Приложение).