I. По подражанию: выполнить
«Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».
II. От опорного звука:
а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
III. Механический способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно, как в упражнении «Холодный ветер».
б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.
IV. Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы.
б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
Одновременно с развитием артикуляционного праксиса ведется работа по развитию фонематического слуха и восприятия. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Узнавание звука в слове.
4. Определение места звука в слове (начало, середина и конец слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.
6. Придумывание слов на определенный звук.
1. Ребенку предлагается внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:
Совок – гном – венок – каток; пятка – ватка – кот – кадка; ветка – корова – клетка – сетка; каток – дом – моток – поток.
2. При знакомстве со звуком [С] предлагаем прослушать скороговорку. Какой звук слышится?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки – скок, Саньку с ног,
Сонька – бух в сугроб!
3. Перед зеркалом показывается и объясняется правильная артикуляция звука. Дается символ звука. Его характеристика.
«Песенка водички»:
— губки в улыбке; зубки сближены;
— широкий язычок находится за нижними зубами, кончик повернут вниз, боковые края прижаты к верхним зубам,
— холодный ветерок идет по центру языка;
—горлышко «молчит».
Из крана льется водичка – С-С-С-С
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначаем синим цветом.
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]»: С, П, М, С; СА, МА, ВА, СУ; АС, АМ, УС, Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес.
5. Предлагаем найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синюю фишку:
Санки, сова, лес; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
6. Ребенку предлагается заменить последний звук в слове на звук [С]:
Бак – бас; Рим -…; лев - …; нож - …; труд - …; голод - …;
7. Предлагается выучить чистоговорки:
Са – са – са – вот летит оса.
Су – су – су – не боюсь осу.
Сы – сы – сы – нет осы.
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а так же улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому в своей работе мы использовали модели артикуляции при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников.