Начальный этап обучения
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение.
Обращать внимание на появление и исчезновение объекта.
Работать над пониманием обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и
звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?»,
«что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и)или звукоподражания.
Речевой материал
Существительные:
Имена, мама, папа, тетя, дядя;
Игрушки:
Мишка, зайка, машина, курочка;
Глаголы: дай, на, смотри, клюет, едет, позвони, здравствуй, попрощайся (до свидания, пока).
Игры и задания
«Позвони в колокольчик», «Кто к нам пришел», «Где мишка?», «Попрощайся с зайкой».
Декабрь, январь, февраль
Учить наблюдать за происходящим.
Учить наблюдать за человеком выполняющим задание.
Учить навыкам чередования, дожидаться своей очереди.
Продолжить знакомство со звукоподражаниями и словами, обозначающими предметы и действия.
Познакомить с жестами обозначающими свойства и качества предметов.
Продолжать работать на пониманием речи: учить соотносить объекты и действия с их названиями:
«Где зайка?», «Покажи как мишка спит».
Учить выполнять по просьбе простые действия ( махать рукой, хлопать в ладоши, показывать какой большой).
Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», используя по подражанию жесты и)или
звукоподражания.
Привлечь внимание детей к появлению и исчезновению игрушки.
Знакомить с музыкальными игрушками-инструментами.
Речевой материал
Повторение пройденного в первой части.
Новый речевой материал
Существительные
Игрушки:
Мяч, кошка, собака, ежик;
Музыкальные инструменты:
Барабан, гармошка, дудочка
Глаголы
Поиграй, покачай, спит, стучать, постучи, стучим, покажи, бросай, едет, спит
Прилагательные
Большой, маленький
Другие части речи
Где, нет
Песенки и потешки с жестами:
«Наш медведь такой большой»
Наш медведь такой большой,
А зайчонок маленький.
Наш медведь пошел домой
За ним прыгал заинька.
«Была Маша маленькой» (имена меняются)
Бала Маша маленькой – выросла большой,
Видно, мама полила из леечки водой.
Игры и задания:
«Угадай кто пришел», «Что кошка делает?», «Кукла хочет спать», «Куда спрятался мячик?», «На чем я играю?».
Март, апрель, май
Расширять импрессивный словарь.
Продолжать знакомить с жестами, обозначающими объекты, их свойства и качества.
Работать ад расширением глагольного словаря.
Учить пониманию простой последовательности событий (Зайка пришел, попрыгал, попрощался и ушел).
Побуждать использовать в активной речи жесты в сочетании со звукоподражаниями. Отвечать на вопросы:
«Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какой?», используя жесты и)или звукоподражания.
Учить различать на слух звучание двух контрастных музыкальных инструментов. Выбирая одну из двух
картинок, показывать, какой инструмент звучал.
Речевой материал
Повторение материала первой и второй части
Новый речевой материал
Существительные
Бытовые предметы:
Расческа, книга, телефон
Игрушки:
Корова, свинка
Части тела и лица:
Голова, глаза, рот, руки, ноги
Глаголы:
Смотреть (смотри), видеть (видим), топать (топай, потопаем), поднимать (поднимаем), опускать (опускаем),
летать (летаем), кушать, пить, упасть (упал), причесать (причеши), танцевать (потанцуй).
Прилагательные
Красивый
Другие части речи:
Да, нет (несогласие)
Выражения регулирующие поведение:
Сели на стульчики, занятие окончено, можно встать, слушаем внимательно, смотрим внимательно
Песенки и потешки с жестами :
«Головка кивает»
Головка кивает да-да-да,
Глазки моргают раз и два,
Носик нюхает: а а а (вдох носом)
Ротик кушает: мня-мня-мня,
Подбородок прыгает: прыг-прыг,
А мышонок серенький шмыг-шмыг-шмыг.
«Ручками похлопаем»
Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп,
Ножками потопаем топ-топ-топ,
Ручки опускаем, ручки поднимаем,
Как птички мы летаем.
Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп,
Ножками потопаем топ-топ-топ,
Мы коленки отряхнем:
Раз, два, три!
Мы ботиночки покажем – посмотри!
«А курочка по зернышкам…»
Бабушка, бабушка, купи курочку (2 раза)
А курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка купи кошечку (2 раза)
А кошка замяукает: мяу-мяу-мяу.
А курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купи собаченьку! (2 раза)
А собачка залает: ав-ав-ав,
А кошечка замяукает: мяу-мяу-мяу,
А курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купи свиночку (2 раза)
Свиночка захрюкает: хрю-хрю-хрю
А кошечка замяукает: мяу-мяу-мяу
А собачка залает: ав-ав-ав
А курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купи уточку (2 раза)
А уточка закрякает: кря-кря-кря
А кошка замяукает: мяу-мяу-мяу
А собачка залает: ав-ав-ав
А свиночка захрюкае хрю-хрю-хрю
А курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Игры задания
«Позови …», «Что зайка делает?», «Покачай куклу», «Куда спрятался мячик?», «На чем я играю?»,
«Смотри и повторяй», «Подбери машину мишке и зайке».
Второй период обучения
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Расширять импрессивный словать. Продолжать знакомить с новыми жестами, звукоподражаниями и
словами, обозначающими объекты, их свойства и качества и действия с ними.
Учить последовательности в простых сказках и рассказах.
Учить отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Где?», «Какой?», «Что делает?», используя
доступные им вербальные и невербальные средства.
Побуждать детей сопровождать жесты звукоподражаниями.
Учить использовать в речи простую фразу, соединяя два жеста, жест звукоподражание, два
звукоподражания, слова.
Учить различать на слух звучание музыкальных инструментов при выборе из двух. Показывать с
помощью жеста и)или звукоподражания на чем играют.
Речевой материал
Существительные:
Дед, баба, мышка, ежик, петушок, лошадка, свинка, цыпленок, лягушка