Логомаг

Современные и популярные методики развития детей

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Вальдорфская педагогикаСовременные и популярные методики развития детей

“Принимайте детей с благоговением,
воспитывайте их с любовью,
направляйте их вперед к свободе”
(Рудольф Штайнер)


Материал подготовила наш постоянный автор - Малькова В.В.


Вальдорфская педагогика (методика)

или методика Рудольфа Штайнера.


В конце восьмидесятых – начале девяностых годов 20 века в России начали появляться детские сады и школы, работающие по системе Вальдорфской педагогике. Давайте разберемся, что представляется собой данное направление в системе нашего образования.
История создания.
В 1919 году была открыта первая школа в Германии, где обучение строилось по методике Рудольфа Штайнера. Школа была открыта при фабрике «Вальдорф – Астория» и первоначально предназначалась для рабочих этой фабрики, но со временем контингент детей расширился.
В 1925 году Элизабет фон Грюнелиус был открыт первый детский сад, реализующий принципы вальдорфской педагогике.
Р. Штайнер был известен в Германии как основоположник антропософской науки, основные принципы которой были заложены в разработанной им системе школьного обучения.
По Р. Штайнеру, суть человека состоит из 7 тел (оболочек):
- физическое
- эфирное
- астральное
- рассудочная душа
- сознательная душа, исполненная духом
- преображенное жизненное тело
- преображенное физическое тело
Каждая из этих оболочек формируется каждые 7 лет. Именно в соответствии с этим временным делением Р. Штайнер построил систему  обучения.
Суть методики.
"У каждого периода жизни свои потребности, и понимание этих потребностей является основой образовательных программ и планов" – Р. Штайнер. Например, в раннем возрасте первостепенно физическое развитие, ребенок познает окружающий мир через органы чувств, а главным способом обучения становится имитация. Соответственно задача воспитателя на этом этапе – обеспечить малышу доступ к звуку, свету, цвету и возможность движений.
Вальдорфский детский сад.
Перечислим основные принципы работы с детьми в саду:
- комфортная психологическая атмосфера;
- обучение через подражание и пример;
- разнообразные формы игровой деятельности;
- организация пространства для свободной игры;
- создание ритма жизни ребенка в группе;
- использование различных видов трудовой деятельности и искусства.
Эти положения реализуются на практике как единое целое, а не как отдельные методы и приемы.
Важным для дошкольной вальдорфской педагогики является раскрытие тех форм и способов жизни и деятельности детей, которые характерны для данного возрастного этапа. В связи с этим не используются те методы и приемы, которые направлены на ускорение развития малыша. «Всему свое время».
По вальдорфской концепции, первые семь лет жизни ребенка являются фундаментальными для дальнейшего развития, поэтому на первый план выходит не интеллектуальное (не обучают чтению, счету и письму), а психоэмоциональное, творческое и духовное развития ребенка как важные характеристики гармоничной личности.
Начинать посещение вальдорфского сада рекомендуют с 3,5 – 4 лет.
Группы в детском саду разновозрастные (от 3,5 до 7 лет), то есть и старшие и малыши весь день вместе. Внешне обстановка в группе напоминает большую семью, где младшие учатся у старших, а старшие ребята заботятся о младших.
Дети живут в ритме дня, недели, временем года. Ритм недели отражается в повторе занятий. Ритм года связан со сменой сезонов, характерные признаки которых отражаются в играх, сказках, продуктивной деятельности детей. Например, весной, когда природа пробуждается, воспитатель обращает внимание детей на эти изменения, дети делают грядочки на участке и высаживают пшеницу. Кульминацией становится неподготовленный заранее, а сам собой организовавшийся праздник Весны.
Занятия с детьми проводятся в первой половине дня в одно и тоже время. Днем дети рисуют, поют, слушают музыку, слушают истории, сказки и стихи, смотрят кукольные представления, выполняют движения под музыку (эвритмия), вышивают, изготавливают различные предметы своими руками, работают на гончарном и ткацком станках, выполняют резьбу по дереву.
Вместо музыкальных занятий в вальдорфских детских садах проводятся ритмические игры, рассказывание сказок воспитатель сопровождает игрой на музыкальном инструменте.  К слову, сказки читаются преимущественно зарубежные.
На занятиях по рисованию дети используют только три основных цвета, а оттенки получают, смешивая краски  между собой. Это сделано для развития наблюдательности в детях.
Раз в неделю проводятся занятия по различным видам искусства.
Компьютеры, радио и телевидение не приветствуются для занятости детей как в детском саду, так и в дома.
Обязательно чередование спокойных и активных игр.  
Вся мебель в садах из натуральных материалов.
Игрушки в вальдорфских садах рукотворные.
При всей уникальности данной системы дошкольного обучения есть пару моментов «против». Во - первых, в основе методики Р.Штайнера положена антропософия, поэтому ее мистичность и эзотеричность косвенно повлияет на ребенка. Во - вторых, в вальдорфских садах не уделяется внимание чтению, счету, письму, получению энциклопедических знаний. Упускается возраст наиболее чувствительный к обучению. После выпуска из вальдорфского сада возникают проблемы с поступлением в обычную школу. Также не приветствуется администрацией садов посещение дополнительных занятий в музыкальных, художественных или спортивных школах.
Поэтому стоит обдумать все положительные и негативные моменты данной методики, перед тем как отдавать ребенка в вальдорфский сад.
Вальдорфская школа.
Классический учитель в классе вальдорфской школы – специалист широкого профиля, поэтому должен постоянно заниматься саморазвитием.
В основе школьной системы обучения Р.Штайнера лежат:
- ориентация на возраст в методах и приемах;
- классный руководитель ведет основные предметы до 8го класса;
- интегративность предметов один в другой;
- художественный и эстетический элементы в образовании;
- замена системы балловой оценки на подробную характеристику достижений ученика (до 8 класса), где ученик сравнивается исключительно сам с собой;
- учет индивидуальных особенностей учеников;
- изучение двух иностранных языков в 1 класса;
- преподавание учебного материала «эпохами» с целью его концентрации, органичности восприятия и преподавания с ориентировкой на ритм года, недели, дня;
- включение театральных постановок, устного рассказывания в учебный процесс;
- проведение каждую неделю учительских конференций;
- активное участие родителей в жизни школы;
- художественная организация пространства класса (вальдорфский интерьер).
По мнению Р.Штайнера, школьное обучение должно воздействовать не только на интеллект ученика, но и на душу, мысли, чувства, волю, обеспечивая всесторонне развитие личности ребенка.
Учебный материал разделен на блоки: духовный (развивается активное мышление), душевный (эвритмия, музыка) и креативно-практический (лепка, рисование, работа в мастерских).
Учебный день начинается с так называемого «главного» урока. В течение 3-4 недель ведется на главном уроке только один предмет, то есть каждый день до 50 минут дети занимаются историей, происходит погружение в дисциплину, что обеспечивает качественное ее усвоение.
Затем идут уроки, где содержание главного урока закрепляется ритмически: математика, языки, эвритмия, физкультура, гимнастика Ботмера, дисциплины эстетического цикла. Для этих предметов, требующих постоянной тренировки выстраивается график на неделю.
После обеда наступает время занятий продуктивной деятельностью.
В младших классах особое внимание уделяют развитию мелкой моторики рук для активизации речевых центров головного мозга.
Обучение чтению начинается с 12 лет, когда выпали молочные зубы, и сформировалась эмоциональная сфера ребенка.
В процессе обучения используются методы «гармонизации душевной жизни и социальной среды». «Гармонизация душевной жизни» заключается в уравновешивании воли, мышления и чувств. В связи с этим, в начальной школе активизируют волю ученика, в средней – чувства, а в старшей – его мышление.
«Гармонизация социальной среды» состоит в том, чтобы ничто извне не подавляло ребенка, его творческого начала.
К тому же важный акцент делается на умение слушать другого, выбирать адекватные способы взаимодействия, быть самостоятельным.
Вальдорфская система обучения подходит для детей с гуманитарными способностями. А также для детей со слабой эмоциональной сферой, выраженной интеллектуальной загруженностью, задержкой психоречевого и интеллектуального развития.
Отмечается, что вальдорфская система не дает достаточной подготовки для поступления в сильные ВУЗы.

Уважаемые родители, выбор только за вами!   
                                 

Литература:
1.«Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского. – М.: Пр., 2003.
2.Головина Л.И. Методики раннего развития. Вальдорфская школа. – М.: ЭКСМО, 2009.
3.Карлгрена Ф. Воспитание к свободе. (пер. с нем.) – М, 1993.
4.«Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей) – М., 1995.
5.Журнал «АИСТЕНОК»,  2004, №2.
6.Журнал «АИСТЕНОК», 2004, №3.
7.Журнал «АИСТЕНОК»,  2005, №3.
8.Журнал "Мир семьи", 2004, № 4.
9.Штайнер Рудольф. Теософия. – Ереван: Ной, 156с.

Марианна 20.02.2011, 01:39 Комментарии 5
КОММЕНТАРИИ
УВажаемые родители и педагоги! Обращаю Ваше Внимание, что у нас В магазине есть целый раздел Вальдорфских игрушек!И он постоянно пополняется!

А как проходит процесс коррекционного обучения в вальдорфском саду?

вальдорфская система не предполагает коррекционного обучения, эти сады в основном инклюзивные,я бы сказала даже, что штайнеровская педагогика вообще не предполагает обучения в том понимании, которое принято у нас в стране

И что же с детьми у которых есть проблемы речевого, интеллектуального характера, нарушения зрения слуха, опорно двигательного аппарата? Как пройдёт коррекцию в условиях вальдорфского детского сада такой ребёнок?

Очевидно, что такие дети не идут в вальдорфский сад, а если идут, то социализируются, но не корректируются

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: