Логомаг

Онтогенез речевой деятельности

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Психологические основы развития детской речиОнтогенез речевой деятельности

Конспект, подготовленный М.Лынской, по книгам А.Р.Лурия "Язык и сознание" и Л.С. Выготского "Мышление и речь"


Соотношение речи и мышления. Внутренняя речь.

         Феномен речи и мышления – неделимость, проявляющаяся в первую очередь в значении слова. Однако, мысль и слово неделимы, но не тождественны. Слово, лишенное значения, - простой звук. Возникновение значения слова не возможно без мыслительной операции – обобщения. Значения слов развиваются с развитием, по мере развития обобщения. Значение слова (денотат) у ребенка имеет более вырагженную предметную отнесенность, чем у взрослого. Помимо предметной отнесенности (денотата) в структуре слова выделяют ассоциативное значение (коннотативные связи) и категориальное значение (существенные для образования понятия признаки). Совокупность коннотативных связей образует семантическое поле. 

        Проблема взаимосвязи речи и мышления неминуемо приводит нас к вопросу дифференциации фазической (внешней) и семантической (внутренней) речи. Внешняя сторона речи развивается от слова к фразе. Развитие внутренней речи идет в обратном направлении. Первые фразы ребенка – односложны – выражение мыслей. Таким образом, мы видим две стадии развития речемыслительной деятельности: доречевую стадию развития мышления, которая сменяется доречевой стадией развития интеллекта. 

        Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности, имеющий своеобразную структуру и специфические особенности. Внутренняя речь не просто не воспроизводит внешнюю, а, в какой-то мере, – противоположна ей. 

       Внутренняя речь развивается у ребенка от эгоцентрической. Эгоцентрическая речь ребенка – есть процесс перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. 

        Подходя к эгоцентрической речи, ребенок снова меняет вектор развития. Пиаже установил, что ребенок овладевает союзами «потому что», «так как» раньше, чем смысловыми структурами, стоящими за ними. Грамматика в развитии ребенка идет впереди логики. Таким образом, мы видим, что развитие смысловой и звуковой стороны речи идет в противоположных направлениях на протяжении всего раннего детства. 

         Внутренняя речь имеет отрывочный, фрагментарный, сокращенный характер по сравнению с внешней. В самом начале эгоцентрическая речь структурно сливается с социальной речью. Но по мере своего развития она обнаруживает все большую тенденцию к сокращенности. 

         Внутренняя речь предикативна по своей сути, однако предикативность не равна глагольности. В сложной фразе любой член предложения может стать психологическим сказуемым, неся на себе логическое ударение и семантическую функцию (пример: «часы упали» в зависимости от первичности вопроса: где часы? Что упало?).  

       Это расчленение речи на семантику и фонологию не первично, ребенок должен сначала осознать каждую, чтобы затем уметь двигаться во внутренней речи от семантики к внешней речи. Однако во взрослом мышлении обе стороны речи становятся единым целым. И некоторое изменение внутренней грамматики может менять семантику. Например, перевод стихотворения Гейне «Сосна (м.р. в немецком языке) и пальма»: у Тютчева «кедр», у Лермонтова «сосна». 

       К внутренней речи ближе диалог, и гораздо дальше – монолог и письменная речь. Диалог – естественная форма речи, предполагающий общность психологической апперцепции в коммуникативной системе, позволяющая приближаться к внутренней речи. При отсутствии психологической общности между собеседниками могут возникать коммуникативные недоразумения, если не перестраивать внутреннюю речь путем значительных трансформаций. В устной речи тенденция к предикативности возникает в двух случаях: когда ситуация, о которой идет речь, ясна обоим собеседникам и когда говорящий выражает психологический контекст с помощью интонации. 

        Внутренняя речь своеобразна не только по синтаксису, но и по семантике. Во внутренней речь смысл слова преобладает над его значением. Смысл слова представляет собой динамическую совокупность всех психологических факторов, возникающих в сознании благодаря слову. Смысл слова динамичен, поскольку зависит от изменяющегося контекста. Слово, взятое в отдельности в лексиконе, имеет только одно значение. Но это значение – лишь потенция, реализующаяся в живой речи. Контекст же всегда включает в себя интеллектуальное и аффективное содержание. В итоге смысл слова определяется всем богатством существующих в памяти моментов, связанных с ним. Таким образом, чем богаче семантическое поле, тем глубже индивидуальный смысл, вкладываемый в слово, тем ярче и насыщеннее речь говорящего. Таким образом, во внешней речи мы всегда идем от общего значения к смыслу, а во внутренней – наоборот.  Смысл слова во внутренней речи – есть сгусток предыдущих и последующих смыслов, для того, чтобы развернуть этот смысл пришлось бы развернуть речевую деятельность настолько, насколько стоит развернуть произведение Гоголя «Мертвые души», чтобы понять, что оно не об умерших крепостных. 

      Таким образом, переход от внутренней к внешней речи есть сложная динамическая трансформация – превращение предикативности и идиоматической (индивидуально-личностностной) речи в синтаксически расчлененную и понятную для других. 

      За внешней речью стоит внутренняя речь, за внутренней речью – мысль, а за мыслями – мотивационная сфера: наши влечения и потребности, интересы и побуждения, эмоции. Понимание речи без понимания смысла не возможно, но и понимание смысла без понимания мотивов – суть «полное непонимание». 


Марианна Лынская 30.11.2012, 00:32 Комментарии 1
КОММЕНТАРИИ
Ольга Шемятовец 15.01.2013, 16:36 #
Здравствуйте. Очень приятно быть с вами. Я являюсь студенткой МСГИ. НАДЕЮСЬ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: