Методические рекомендации к организации кабинета
учителя-логопеда /учителя-дефектолога/дошкольного учреждения
Рекомендации составлены в 1996 году творческой группой учителей-логопедов Северо-восточного округа и рекомендованы методическим советом УМЦ к обязательному использованию в дошкольных учреждениях округа
1.Общие положения
1. Кабинет логопеда /дефектолога/ ДОУ представляет одно из
звеньев единой системы
коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной
квалифицированной
консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям
и педагогам по
вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы
специалиста в трех
направлениях:
• Помощь детям
• Помощь родителям
• Помощь педагогам ДОУ
Адекватность и полноценность функционирования кабинета специалиста должна
базироваться на
соответствующем современным требованиям методическом и организационном
обеспечении, а также
включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники
ДОУ.
Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим ярко выраженные
нарушения
в познавательной деятельности, речи.
3. Основной задачей кабинета является
обеспечение условий для оптимального психического
развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них
является создание
благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в
условиях семьи, так и в условиях
дошкольного учреждения.
4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к
детям, что выражается:
• В поиске специфических для каждого ребенка путей
оптимального развития его потенциальных
возможностей.
• Разработке индивидуально ориентированных программ
развивающей и коррекционной работы с
целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
• Выработке и реализации эффективных методов оказания
коррекционной помощи и поддержки
ребенку.
5. Задачи и специфика работы кабинета определяют
целесообразность создания его на базе
дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми
данного ДОУ,
подбор и адаптацию методов и приемов коррекционного воздействия к конкретным
условиям среды и
социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами,
окончившими высшее учебное заведение
по специальности или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию.
Для обеспечения
успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями,
правильное
взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций логопеда, дефектолога,
психолога,
педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.
7. Руководство деятельностью кабинета логопеда /дефектолога/
дошкольного учреждения
осуществляется администрацией ДОУ, старшим логопедом территории,
учебно-методическим центром
окружного управления образования.
П. Направления деятельности и содержание работы кабинета логопеда /дефектолога/
Магистральное направление деятельности кабинета – обеспечение
оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух
уровнях:
• Актуальном - /связан с решением злободневных проблем и
задач; в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей
развития, обучения и воспитания; нарушениями их адаптации.
Предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации
непосредственного контакта специалиста и детей, когда проводится обследование
речи и познавательных процессов и на его основе даются заключение, рекомендации
и советы родителям, коррекция нарушений общения, познавательной деятельности и
речи ребенка/
• Перспективном - /связан с решением проблем максимального
содействия психическому и личностному развитию; разработкой пролонгированных
развивающих и коррекционных личностно-ориентированных программ становления и
развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом
возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение
отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с
теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конкретных
обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/;
основными формами работы специалиста здесь являются
активные методы: консультации, лекции для педагогов и родителей, составление
программ индивидуальной работы с ребенком.
Педагогическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
• профилактическая работа
-формирование у педагогов, детей, родителей общей педагогической культуры
/лекции, беседы, тренинги/
-своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта
и эмоционально-волевой сферы ребенка
-оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная
и групповая работа с детьми/
-определение готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления
способностей, отклонений в развитии и коррекции
-предупреждение перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы
риска, беседы
с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий,
режима работы ДОУ/
-создание благоприятного климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
• диагностическая работа
- обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития
возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
-изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
-дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии
детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со
специалистами соответствующего профиля/
-диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление
причин нарушения общения
Развивающая и коррекционная работа
-развитие личности в целом и отдельных его сторон
-коррекция отклонений в психическом развитии
• Консультативная работа
-консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и
воспитания
-проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения
психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми
Ш. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета
Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия специалиста
с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого
сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок
прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
Ш.1. Психоло-педагогическое обеспечение
Психоло-педагогическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего
благоприятствия для ребенка:
• Грамотное профессиональное взаимодействие специалиста с педагогическим
коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих
их взрослых
• Создание благоприятного для развития детей психологического
климата и организация
продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
• Максимальная реализация в работе с детьми психических
возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона
ближайшего развития»/
• Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого
возрастного периода /интересы, склонности, способности/
Ш.2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе средств для решения задач работы
кабинета.
Важным является:
• Быстрота и акцентированность обследования на конкретной
проблеме
• Необходимость построения отдельных диагностических методик
в форме обучающего
эксперимента
• Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой
обработки – экспресс-методик,
основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности
и способов выполнения ими заданий
• Эффективность использования различных средств
воздействия существенно повышается
при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях диагностики
и последующей коррекции, так и в условиях психолого-педагогической поддержки.
Ш.3. Организационно обеспечение
Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том
числе – методических материалов, документации и рекламы
3.1.Оборудование кабинета
Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность
его оборудованием.
3.2.Технические средства
1.система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
2.Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
3.Фильмоском с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи и ознакомлению
с окружающим миром
4.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов
5.Компьютер
3.3.Методические материалы
1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино
и т.д./
3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин,
краски, цветные карандаши, бумага, клей/
4. Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература
по новым технологиям, словари/
5. Раздаточный материал для детей, родителей
6.Визупльные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п./
3.4.Документация
1. Карта развития /речевая карта/ ребенка
2. Планирование работы /перспективное планирование на год, календарный план/
3. Индивидуальная тетрадь ребенка
4. Тетрадь преемственности в работе логопеда воспитателя /тетрадь для
вечерних занятий воспитателя/
5.Отчет логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/
3.5.Мебель
1.Рабочий стол для педагога
2.Шкаф или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного
материала и методической литературы
3.Столы по количеству детей для детей
4.Стулья
5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка
6.настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением,
оно должно висеть
возле окна /в любом месте, но со специальным освещением
7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения
8.Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула /для ребенка
и педагога/
9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки,
вата, мыло, полотенце
10.Фланелеграф или наборное полотно
11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица
I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка
3.6.Дополнительные средства для дизайна интерьера
1.Цветы
2.Клетки для птиц
3.Аквариум
4.Фонтан
1У. Требования к материально-техническому оснащению кабинета
Организация пространства
С учетом задач специалиста кабинет территориально должен включать несколько
зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
• Зона первичной беседы /рабочий стол; картотека с
данными о детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и
результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где
размещаются таблицы, плакаты, методический материал и другой
инструментарий для обследования
• Зона консультативной работы с родителями оформляется
максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать
обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению
• Зона игровой работы с детьми /мягкое покрытие пола,
передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы/. Здесь уместно яркое
оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
• Зона учебной работы с детьми
У. Описание перечня методического обеспечения
Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим
образом:
ребенок
Блок 1
Материалы для взаимодействия специалиста и воспитателя /выявление проблем ребенка
глазами воспитателя/
• Анкеты для выявления проблемных и трудных детей
познавательные процессы, речевое развитие/
• Анкеты для выявления индивидуальных особенностей
психического развития детей
• Педагогическая карта для регистрации наблюдений за
развитием личности ребенка
• Карта наблюдений за адаптацией ребенка
Блок 2
Материалы для взаимодействия специалиста и родителей /выявление проблем ребенка
глазами родителей,
изучение детско-родительских отношений/
• Анкеты по изучению развития ребенка
• Анкеты готовности ребенка к школе
• Опросник родительского отношения к проблемам ребенка
• Опросник анализирующий типы семейного воспитания
Блок 3
Материалы для работы с детьми /диагностика познавательного развития,
диагностика речевого развития/
• Диагностика речевого развития /понимание речи,
лексика, грамматика, связная речь, произношение/
• Диагностика познавательных процессов/педагогическая
диагностика восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения/
Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению
/диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/