|
Словарный запас |
Слоговая структура слов |
Грамматический строй |
Фразовая речь |
Связная речь |
Звукопроизношения |
Фонематический процесс |
Понимание обращенной речи |
I уровень ОНР |
Лепетная речь или отсутствие речи. Лепетная речь – звукоподражание и общеупотребительные слова (мама, папа, дай, на). Пассивный словарь шире активного. |
Общее употребление слов нарушено, сокращено до одного слога. |
Отсутствует и не развличается в понимании грамматическая форма (число и род существительного, прилагательного, число и лицо глагола). |
Фразы нет. (Та ся, переводится как Таня хочет кататься на санках) |
Не сформирована, дети используют в общении мимику, жесты и интонацию. |
Присутствует звуки раннего онтогенеза нечеткие приближенные, не точные по артикуляции. Гласные губные, губно-зубные, переднеязычные т,д,н. |
Не сформировано, дети затрудняются в анализе звуков окружающей действительности. Снижен речевой слух, с трудом дифференцируют речевые и неречевые звуки. |
Сформировано недостаточно, лучше понимают значение слов часто встречающихся в окружающем мире. |
II уровень ОНР |
Состоит из общеупотребительных слов (существительные, глаголы и прилагательные, предлоги отсутствуют). |
Грубо нарушена. Трех и более сложные слова усекаются до 1, 2 –сложных. |
Сформированы элементарные грамматические формы (множественное число имен существительных, уменьшительный суффикс имен существительных, множественное число глаголов). |
Ограмматична и структурно нарушена, состоит их 2-3 слов. Пр., Тата тити а тати (Таня хочет кататься на санках). |
Отсутствует , не сформирована. |
Появляются в речи свистящие звуки, нижнего подъема. Замена ц, ч на ть, сь. Соноры заменяются на й. В речи появляются излишние смягчения. |
Речевой слух сформирован, но при этом недостаточно сформирован фонематический слух, затрудняется повторить серию слогов близких по акустическому признаку. |
Улучшается. Дети ориентированы в понимании значения, им понятны слова общепринятые. |
III уровень ОНР |
В речи появляются местоимения, наречия, числительные, но их не много и они не дифференцируются. Отсутствуют антонимы, синонимы, многозначные слова. Предметный словарь состоит из 5-6 слов ( в норме 10-12 слов). |
Нарушено. 4, 5-сложные слова усекаются до 2, 3-сложных. В словах со стечением согласных нарушена звуконаполняемость (водопроводчик – аотчик). |
Недостаточно сформированы падежные формы имен существительных. Не используются из-за, из-под заменяются на просто из, под. Не согласуются части речи в словосочетаниях. |
Состоит из 3-4 слов. Кто, что делает, где. Сложные предложения дробятся на простые. В речи отсутствуют союзы и союзные слова. |
Не сформирована. Дети затрудняются составить пересказ готового рассказа по разным видам наглядности |
Нарушаются свистящие, шипящие, соноры заменяются на звуки более простые или смешиваются между собой |
Не сформированы фонематические восприятия нарушены. Ребенок затрудняется….. |
Понимает речь взрослого, понимание незнакомых или мало употребляемых слов. Незнакомые слова пытаются соотнести с знакомыми частями речи |
IV уровень ОНР
|
Приближается к возрастной норме, отсутствуют некоторые обобщения. Ребенок не часто употребляет в речи сравнительные слова и обороты…… |
Не нарушена Может воспроизводить количество слогов в слове, но часто нарушается звуконаполняемость внутри слога.. |
Недостаточно сформировано: Р.п., мн.ч., имен существительных; незакончено формирование употребляемых числительных с существительными в роде, числе, падеже. |
Сформирована. Полная фраза 4-5 слов, в речи используются однородные члены предложения. |
Сформирована на уровне пересказа, но затрудняется в самостоятельности рассказывания. Трудности планирования речи |
Соответствует возрасту, но может быть нарушено ц ,ч ,р, р’. Изолированно могут произносить правильно, но в потоке речи могут изменяться |
Нарушается дифференциация фонем по акустическому признаку. Не различают на слух с-ш, л-р-й, п-б, т-д, к-г, п-п’, к-к’. |
Сформировано. Любые речевые высказывания, метафоры, иносказательные значения, пословицы, поговорки понимают |