О концепции развивающего обучения и личностно-ориентированном подходе:
Современные системы обучения ориентируются на два фундаментальных
положения. Первое положение характеризует взаимоотношения партнеров в
процессе учебной деятельности: обучение – это общение, деятельность
равноправных партнеров. Второе положение определяет гуманистический,
историко-культурный пафос образования: в сознании ребенка формируется
антропоцентрическая система ценностей, целостная научная картина мира.
Концепция развивающего обучения (РО) пытается последовательно
реализовать оба положения на практике. В самом деле: работа с ребенком
как субъектом учебной деятельности, принятая в системе РО, предполагает
диалог учителя и учеников, активное отношение к знанию. Системный подход
к материалу учебной деятельности и акцент на межпредметных связях
позволяет сформировать целостную научную картину мира. В формировании
картины мира особую роль играет родной язык как уникальное средство
общения, обобщения, познания: иного способа систематизировать в
сознании, структурировать свой опыт для себя и сделать его достоянием
другого не существует. Непременным условием становления научной картины
мира является рефлексия, которая в данном случае понимается как
способность анализировать собственную познавательную и коммуникативную
деятельность. Неслучайно контролю и оценке учеником собственной
деятельности в системе развивающего обучения уделяется первостепенное
внимание (И.Овчинникова Что такое метаязыковая способность//Филолог. № 6. 2005).