Шашкина Г.Р.
Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия
дошкольников с нарушениями речи
Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия
дошкольников с нарушениями речи
Изучение состояния фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями и разработка методов преодоления фонематических нарушений у них – одна из актуальных проблем отечественной логопедии на современном этапе ее развития.
Анализируя теоретические представления о фонематическом восприятии, представленные в трудах Н.В.Дуровой[2], можно сделать вывод о том, что различные ученые и исследователи пользуются разными терминами, описывая одни и те же фонематические процессы: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
А.Н.Гвоздев[4], Н.И.Жинкин[7], Д.Б.Эльконин[13] под речевым слухом понимали способность ребенка слышать отдельные звуки и их последовательность в словах, способность воспринимать слово в его звуковой целостности и понимать смысл речи. С.В.Иванова[8] рассматривает речевой слух как специальную психолингвистическую способность человека, как один из компонентов речевой способности. Как каждая способность, она развивается, совершенствуется и обеспечивает усвоение всех фонологических средств языка и речевой культуры в целом.
Также по-разному трактуется понятие фонематического слуха представителями педагогики, психологии, логопедии. Д.Б.Эльконин[13] понимает фонематический слух как способность человека слышать отдельные речевые звуки в словах. А.Р.Лурия[9] определяет фонематический слух как способность обобщать различные звучания в отдельные группы, используя существенные и игнорируя случайные признаки звука.
А.И.Воскресенская[3] и В.Г.Горецкий[6] рассматривают фонематический слух как способность слышать и выделять каждый отдельный звук среди других звуков слова, т.е. под фонематическим слухом они понимают звуковой анализ слов.
По мнению Д.Б.Эльконина[13], фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения, при этом под фонематическим восприятием он понимает специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова, как его единицы.
Фонематическое восприятие, по мнению М.Г.Геринг[5], это способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию.
Изучая различное понимание фонематического восприятия, можно убедиться, что многие ученые под этим понимают одно и то же: специально сформированные тонкие фонемные различия и действия, направленные в итоге на овладение звуковым анализом и синтезом.
Диагностика фонематического восприятия проводится в условиях медико-психолого-педагогической комиссии при отборе детей в логопедические группы для детей с нарушениями речи, в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения или средней общеобразовательной школы. В зависимости от условий организации обследования для изучения фонематического восприятия используют либо методы экспресс-диагностики, разработанные В.И.Яшиной[1], либо методические рекомендации профессоров Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой[10,11].
Методические рекомендации В.И.Яшиной[1] разработаны для диагностики готовности к обучению грамоте детей с нормальным психофизическим развитием и содержат следующие задания по изучению уровня практического осознания элементов языка: назови одно слово; назови один звук; назови, сколько звуков в слове «дом»; назови звуки в этом слове по порядку; назови одно предложение; определи, сколько слов в предложении «Дети любят играть»; назови в предложении первое слово, второе, третье. Предлагаемые некоторые задания для оценки фонематического восприятия сочетаются с заданиями на диагностику языкового анализа и синтеза.
В пособии по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей» под общей редакцией Г.В.Чиркиной[10] представлены задания на:
- узнавание, различение и сравнение простых фраз;
- выделение и запоминание определенных слов в ряду других;
- различение отдельных звуков в ряду звуков, слогов и слов;
- запоминание слоговых рядов из 2-4 слогов, близких по акустическому восприятию;
- запоминание звуковых рядов.
Филичева Т.Б[11]. в программе обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием предлагает начинать обследование фонематического восприятия с повторения серий слогов и слов, близких по акустическому восприятию. Затем предлагаются задания на выделение определенного звука из ряда других звуков; на определение наличия или отсутствия заданного звука в слове; на отбор предметных картинок с заданным звуком и на называние ряда слов, содержащих определенный звук.
В учебном пособии «Логопедическая работа с дошкольниками»[12] представлены задания на диагностику фонематического восприятия в соответствии с онтогенетическим принципом. Сначала ребенку предлагаются задания на выделение звука в ряду других звуков, далее - слогов и слов, на определение наличия (отсутствия) звука в слове, на подбор слов на заданный звук. Затем оценивается способность анализа позиции звука в слове (начальная, конечная, в середине слова), причем сначала анализируется позиция гласного, затем согласного в слове. В завершении диагностики ребенку предлагается анализ обратного слога, типа «ат», «ок», «уп», если ребенок ранее был в логопедической работе и владеет понятиями «гласный» и «согласный звук», дифференцирует понятия «предложение», «слово», «слог».
Анализ результатов диагностики детей с речевыми нарушениями показывает разный уровень сформированности фонематического восприятия: от полной неспособности выполнить задание до некоторых незначительных затруднений при выполнении более сложных заданий. При этом эти трудности не всегда коррелируют с нарушенным произношением.
Если ребенок неправильно произносит только сложные по артикуляции звуки (свистящие, шипящие, сонорные), то он эти звуки и не дифференцирует. Это 47% от всего количества обследованных детей с нарушениями речи, посещающие логопункты в дошкольных и школьных учреждениях Восточного округа Москвы. Если ребенок затрудняется в произношении 3-5 групп звуков, то и фонематическое восприятие нарушено более грубо: ребенок не различает практически все звуки родного языка. Эта группа составляет 35% от количества обследованных детей.
Однако, наблюдается категория детей, у которых произношение звуков не нарушено или находится в стадии автоматизации поставленных звуков, однако уровень фонематического восприятия низкий (дети затрудняются в анализе многих звуков, в основном согласных). В большинстве случаев это учащиеся первых классов общеобразовательных школ, обучающиеся на логопункте и ранее посещавшие занятия логопеда. Количество таких детей составляет 18%.
Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.
Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв.
Таким образом, диагностика фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями с одной стороны одна из наиболее изученных, а с другой стороны одна из наиболее сложных проблем отечественной логопедии. В настоящее время нет достоверных статистических сведений о распространенности нарушений фонематического восприятия у детей с различными речевыми расстройствами в регионах России. Подходы к изучению проблемы диагностики и коррекции фонематического восприятия у детей носят многоаспектный и междисциплинарный характер.
Литература.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М., 1997.
2. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.
3. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. М., Просвещение, 1965.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., издательство АПН РСФСР, 1961.
5. Геринг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980.
6. Горецкий В.Г. Обучение грамоте в первом классе. Журнал «Дошкольное воспитание», 1967, №5.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., издательство АПН РСФСР, 1958.
8. Иванова СВ. Речевой слух и культура речи. М., Просвещение, 1970.
9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., издательство МГУ, 1975.
10. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией Г.В.Чиркиной. М., 2003.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Т.Б., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями. М., Просвещение, 2008.
12. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2014.
13. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.