Логомаг

Развитие слухового восприятия

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Статья. Шашкина Г.Р. Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речиРазвитие слухового восприятия

Шашкина Г.Р. Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи. Сб. статей материалов X международной научной конференции «Специальное образование», 23-24 апреля 2014 г., Санкт-Петербург, том 1, с. 217-220


Шашкина Г.Р.
Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия
дошкольников с нарушениями речи


Изучение состояния фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями и разработка методов преодоления фонематических нарушений у них – одна из актуальных проблем отечественной логопедии на современном этапе ее развития.

Анализируя теоретические представления о фонематическом восприятии, представленные в трудах Н.В.Дуровой[2], можно сделать вывод о том, что различные ученые и исследователи пользуются раз​ными терминами, описывая одни и те же фонематические процессы: речевой слух, фонематический слух, фонематиче​ское восприятие.

А.Н.Гвоздев[4], Н.И.Жинкин[7], Д.Б.Эльконин[13] под речевым слу​хом понимали способность ребенка слышать отдельные звуки и их последовательность в словах, способность воспринимать слово в его звуковой целостности и понимать смысл речи. С.В.Иванова[8] рассматривает речевой слух как специальную психолингвистическую способность человека, как один из компонентов речевой способности. Как каждая способность, она развивается, совершенствуется и обеспечивает усвоение всех фонологи​ческих средств языка и речевой культуры в целом.

Также по-разному трактуется понятие фонематического слуха представителями педагогики, психологии, логопедии. Д.Б.Эльконин[13] понимает фонематический слух как способность человека слышать отдельные речевые звуки в словах. А.Р.Лурия[9] определяет фонематический слух как способность обобщать различные звучания в отдельные группы, используя существенные и игнори​руя случайные признаки звука.

А.И.Воскресенская[3] и В.Г.Горецкий[6] рассматривают фонематический слух как способность слышать и выделять каждый отдельный звук среди других звуков слова, т.е. под фонематическим слухом они понимают звуковой анализ слов.

По мнению Д.Б.Эльконина[13], фонематическое воспри​ятие у детей формируется в процессе специального обучения, при этом под фонематическим восприятием он понимает специальное действие по выделению звуков языка и уста​новлению звуковой структуры слова, как его единицы.

Фонематическое восприятие, по мнению М.Г.Геринг[5], это способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию.

Изучая различное понимание фонематического восприятия, можно убедиться, что многие ученые под этим понимают одно и то же: специально сформированные тонкие фонемные различия и дейст​вия, направленные в итоге на овладение звуковым анализом и синтезом.

Диагностика фонематического восприятия проводится в условиях медико-психолого-педагогической комиссии при отборе детей в логопедические группы для детей с нарушениями речи, в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения или средней общеобразовательной школы. В зависимости от условий организации обследования для изучения фонематического восприятия используют либо методы экспресс-диагностики, разработанные В.И.Яшиной[1], либо методические рекомендации профессоров Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой[10,11].

Методические рекомендации В.И.Яшиной[1] разработаны для диагностики готовности к обучению грамоте детей с нормальным психофизическим развитием и содержат следующие задания по изучению уровня практического осознания элементов языка: назови одно слово; назови один звук; назови, сколько звуков в слове «дом»; назови звуки в этом слове по порядку; назови одно предложение; определи, сколько слов в предложении «Дети любят играть»; назови в предложении первое слово, второе, третье. Предлагаемые некоторые задания для оценки фонематического восприятия сочетаются с заданиями на диагностику языкового анализа и синтеза.

В пособии по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей» под общей редакцией Г.В.Чиркиной[10] представлены задания на:

- узнавание, различение и сравнение простых фраз;

- выделение и запоминание определенных слов в ряду других;

- различение отдельных звуков в ряду звуков, слогов и слов;

- запоминание слоговых рядов из 2-4 слогов, близких по акустическому восприятию;

- запоминание звуковых рядов.

Филичева Т.Б[11]. в программе обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием предлагает начинать обследование фонематического восприятия с повторения серий слогов и слов, близких по акустическому восприятию. Затем предлагаются задания на выделение определенного звука из ряда других звуков; на определение наличия или отсутствия заданного звука в слове; на отбор предметных картинок с заданным звуком и на называние ряда слов, содержащих определенный звук.

В учебном пособии «Логопедическая работа с дошкольниками»[12] представлены задания на диагностику фонематического восприятия в соответствии с онтогенетическим принципом. Сначала ребенку предлагаются задания на выделение звука в ряду других звуков, далее - слогов и слов, на определение наличия (отсутствия) звука в слове, на подбор слов на заданный звук. Затем оценивается способность анализа позиции звука в слове (начальная, конечная, в середине слова), причем сначала анализируется позиция гласного, затем согласного в слове. В завершении диагностики ребенку предлагается анализ обратного слога, типа «ат», «ок», «уп», если ребенок ранее был в логопедической работе и владеет понятиями «гласный» и «согласный звук», дифференцирует понятия «предложение», «слово», «слог».

Анализ результатов диагностики детей с речевыми нарушениями показывает разный уровень сформированности фонематического восприятия: от полной неспособности выполнить задание до некоторых незначительных затруднений при выполнении более сложных заданий. При этом эти трудности не всегда коррелируют с нарушенным произношением.

Если ребенок неправильно произносит только сложные по артикуляции звуки (свистящие, шипящие, сонорные), то он эти звуки и не дифференцирует. Это 47% от всего количества обследованных детей с нарушениями речи, посещающие логопункты в дошкольных и школьных учреждениях Восточного округа Москвы. Если ребенок затрудняется в произношении 3-5 групп звуков, то и фонематическое восприятие нарушено более грубо: ребенок не различает практически все звуки родного языка. Эта группа составляет 35% от количества обследованных детей.

Однако, наблюдается категория детей, у которых произношение звуков не нарушено или находится в стадии автоматизации поставленных звуков, однако уровень фонематического восприятия низкий (дети затрудняются в анализе многих звуков, в основном согласных). В большинстве случаев это учащиеся первых классов общеобразовательных школ, обучающиеся на логопункте и ранее посещавшие занятия логопеда. Количество таких детей составляет 18%.

Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв.

Таким образом, диагностика фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями с одной стороны одна из наиболее изученных, а с другой стороны одна из наиболее сложных проблем отечественной логопедии. В настоящее время нет достоверных статистических сведений о распространенности нарушений фонематического восприятия у детей с различными речевыми расстройствами в регионах России. Подходы к изучению проблемы диагностики и коррекции фонематического восприятия у детей носят многоаспектный и междисциплинарный характер.

Литература.

1.​ Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М., 1997.

2.​ Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.

3.​ Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. М., Просвещение, 1965.

4.​  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., издательство АПН РСФСР, 1961.

5.​ Геринг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правиль​ной речи. Чебоксары, 1980.

6.​  Горецкий В.Г. Обучение грамоте в первом классе. Журнал «Дошколь​ное воспитание», 1967, №5.

7.​ Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., издательство АПН РСФСР, 1958.

8.​ Иванова СВ. Речевой слух и культура речи. М., Просвещение, 1970.

9.​ Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., издательство МГУ, 1975.

10.​ Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией Г.В.Чиркиной. М., 2003.

11.​ Филичева Т.Б., Чиркина Т.Б., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями. М., Просвещение, 2008.

12.​ Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2014.

13.​ Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.

Юлия Покровская 03.04.2015, 15:03 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: