Логомаг

Коррекция и профилактика заикания

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Действия родителей при остром начале заиканияКоррекция и профилактика заикания

Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?


Профилактика заикания у детей.
Действия родителей при остром начале заикания.
Зачастую слишком обеспокоенные развитием своих детей родители путают заикание и физиологические итерации, встречающиеся у некоторых детей. Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений. Период итераций сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение. Такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. Итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания. Как правило, итерации возникают в гиперсензитивные фазы речевого развития:  1) 2,5-3,5 года. Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью; 2) 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
Необходимо помнить, что итерации – всегда несудорожного характера!
Сам факт появления судорожных запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи. Дальнейшее течение заикания во многом зависит от компенсаторных возможностей нервной системы ребенка и правильных действиях родителей.  Любое усиление эмоционального возбуждения ухудшает состояние центральной нервной системы, способствуетзакреплению патологической функциональной системы речи. Основная задача родителей, если у ребенка возникло заикание: создать охранительный речевой режим и ритмизировать жизнь ребенка.
 Зачастую заикание у ребенка возникает на почве невроза из-за детских страхов. В этом случае на помощь могут придти средства арт-терапии, которые позволяют воздействовать на подсознание ребенка, избавляя его от страхов.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание?
Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, стоит обратиться к логопеду. В случаях отклонений от нормы речевого развития: в том числе, в сторону ускорения речевого развития, приведенные рекомендации необходимо стараться соблюдать в период всего дошкольного детства ребенка. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать!
1.    Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему.
2.    Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период.
3.    Если появлению заикания способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную.  
4.    Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить.
5.    Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
6.    Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список.
7.    При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры.
8.    Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом).
9.    Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период.  
10.    Если ребенок начал заикаться стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени.
11.    Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции.
12.    Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье.
13.    Не следует “приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка.
14.    Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
15.    Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.
16.    Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета.
17.    Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование  руками.
18.    Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины).
19.    Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка.
20.    Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком.
21.    Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую.
22.    Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.
23.    При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад.
24.    Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения.
25.    Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить».
26.    Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха.
27.    Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.
28.    Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах.
29.    Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями.
30.    В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов.  Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
31.    Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Литература:
1.    Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
2.    Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989
3.    Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005

Марианна 04.03.2011, 12:09 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Спасибо!. Доступный для понимания родителей материал!

Коллеги.поделитесь пожалуйста картой речевой заикающегося ребенка-дошкольника.естественно,что ни одно там заикание...

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: