РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАИКАНИЕМ
Любое нарушение речи, особенно заикание, оказывает неблагоприятное влияние на дальнейшее воспитание и обучение детей. Заикающиеся дети с трудом адаптируются в детском коллективе, у них не формируются навыки коммуникативного общения. Дети с невротическим заиканием малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и взрослыми, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, хотя имеют достаточно высокий уровень речевого развития для своего возраста.
По мнению известного специалиста в коррекции заикания у детей Власовой Н.А. (2), заикание – это тяжелый и распространенный невроз, преимущественно детского возраста. В 9 из 10 случаев заикание падает на тот период, когда становление речи еще не окончено, чаще от 2 до 5 лет. Заикание чаще всего возникает у детей ослабленных, с форсированным или задержанным речевым развитием. В первом случае речь ребенка развивается интенсивно, к 2 годам ребенок общается сложной фразой, однако фонетическая сторона речи значительно отстает в своем развитии. В случае задержки речевого развития трудности актуализации слов ведут к судорожным запинкам, которые повторяются все чаще и переходят в судороги – непроизвольные мышечные сокращения органов речевого аппарата.
Для наиболее эффективной коррекции невротического заикания необходимо правильно представлять этиологию, патогенез, возможные варианты течения этого невроза. Этиологическими факторами возникновения могут быть конституциональная или наследственная предрасположенность, повышенная реактивность центральной нервной системы на стрессовую ситуацию, чрезмерная впечатлительность ребенка, наличие несформированного межполушарного взаимодействия, особенности раннего речевого онтогенеза (повышенные требования к развитию речи ребенка со стороны взрослых). По данным профессора Беляковой Л.И. (1), патологический механизм невротического заикания обусловлен нарушением взаимосвязей в согласованной деятельности коры головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающих темпо – ритмическую организацию речи (стрио-паллидарной системы, таламуса, гипотамуса, мозжечковых ядер). Варианты течения невротического заикания зависят от нескольких причин: насколько рано ребенок попадает в комплексную коррекцию и как эффективно проводится это медико-педагогическое воздействие.
Клиника заикания у маленьких детей относительно проста, но заикание никогда не является только нарушением речи. Наряду с ведущими судорожными расстройствами в речедвигательном аппарате клонического, тонического и смешанного характера в клинической картине заикания наблюдаются более пли менее выраженные симптомы общей нервности. К их числу относятся функциональные, вегетативные и общие невротические нарушения: раздражительность, обидчивость, пугливость, беспокойство, повышенная утомляемость и отвлекаемость, расстройство аппетита и сна, нарушение дыхания, голосообразования, лабильность сосудистого тонуса, общее напряжение мускулатуры тела, моторная неловкость.
Со временем у заикающихся детей появляются двигательные уловки, эмболофразии, страх речи, а также стеснительность, робость, неуверенность, иногда тревожность и мнительность.
Дети с невротическим заиканием - это меньшая часть детей, которых без наличия заикания можно было бы назвать практически здоровыми. Среди них можно выделить 3 подгруппы:
- дети с относительно спокойным и уравновешенным поведением;
- дети с чертами повышенной возбудимости, тормозимости или инертности;
- соматически ослабленные дети.
В большинстве случаев заикание у детей самостоятельно не проходит. Оно закрепляется и резко утяжеляется в подростковом и более старшем возрасте. Для клиники заикания детей старших возрастов характерны психогенные наслоения, депрессивные реакции, реактивные эпизоды, связанные с их плохой речью, страх речи, многочисленные другие фобии и навязчивости. Заикание у подростков и взрослых, осложняясь психогенными патологическими реакциями, превращается в итоге в тяжелый психоневроз, нарушающий всю жизнедеятельность больного.
Многие специалисты сходятся в едином мнении о том, что в целях профилактики тяжелых форм заикания лечение его нужно начинать как можно раньше.
Многолетний опыт терапии заикания у детей дошкольного возраста в условиях стационара показал, что раннее лечение заикания, предпринятое у истоков его возникновения, часто приводит к полному излечению от заикания.
Детский невролог Кочергина В.С. (2) отмечала, что для направленного и результативного лечения заикания у маленьких детей необходимо своевременно правильно его диагностировать, уметь выделить заикание из сходных состояний, предвидеть возможные особенности течения и осложнения в периоде лечения. Это достигается тщательным анализом анамнестических данных, результатами клинического обследования, а также характеристикой основного синдрома в соотнесении его тяжести с состоянием речи в целом и той почвы, на которой он развился.
Наиболее эффективным методом лечения заикания у детей раннего и дошкольного возраста является комплексный метод, который включает лечебные, логопедические и педагогические мероприятия, логоритмические занятия, рациональную психотерапию и работу с родителями. Такая организация возможна лишь в условиях детских городских клинических больниц или в детских поликлиниках.
Одним из основных и важных в комплексном лечении заикания является медикаментозная терапия, содержание которой определяет детский невролог. Однако логопед должен понимать содержание рекомендуемого лечения, чтобы иметь представления о состоянии нервной системы ребенка, определять возможные сроки, динамику и эффективность педагогического воздействия.
Лечение заикания у детей включает средства общего (успокаивающего и укрепляющего) и направленного действия. В качестве лекарственных средств общего действия применяются препараты кальция, валерианы, пустырника, боярышника, фосфора, алоэ, белладонны, а также поливитамины группы «В» и «С», аминокислоты. При выраженном психомоторном возбуждении применяются нейроплегические средства, снотворные и другие симптоматические средства. Детям с чертами вялости, а также при расстройствах настроения назначаются стимулирующие нервную систему средства и антидепрессанты.
На фоне общего лечения проводится специальная терапия заикания, задачами которой является преодоление судорог в разных отделах речевого аппарата. Детям раннего возраста назначают лекарственные средства направленного действия малыми дозами, тщательно отрабатывая индивидуальные дозировки. Направленную лекарственную терапию заикания рекомендуется проводить детям двумя последовательными курсами в 15-20 дней, при этом перерывы между курсами лечения должны составлять 2-3 недели.
Медикаментозную терапию сочетают с физиотерапевтическими процедурами (ингаляция, кварцевое облучение, души, обтирания, хвойные ванны и др.) и с лечебной физкультурой.
Логопедическая работа является одним из наиболее значительных разделов комплексного метода лечения заикания у детей дошкольного возраста. Особенности раннего детского возраста не позволяют ограничивать логопедическую работу только выработкой плавности речи, она сочетается с общими задачами по развитию речи и личности ребенка.
Логопед на своих занятиях развивает память, внимание и моторику ребенка. Речевые занятия с заикающимися детьми раннего возраста, в отличие от дидактических речевых упражнений, строятся в соответствии с их жизненными интересами и играми. Речь ребенка развивается от отдельных слов к фразе, от простой фразы к сложной, к сочетанию фраз и обобщений. В развитии речевой функции основную роль играют слуховые и зрительные анализаторы. Вся работа над речью опирается, главным образом, на связи этих двух анализаторов со словом.
Поэтому вначале логопедических занятий необходимо расширять словарь ребенка, используя игрушки, предметы или наглядные пособия: предметные и сюжетные картинки.
Одновременно начинается работа и над плавностью речи заикающегося ребенка. Степень заикания меняется в зависимости от того, говорит ли заикающийся ребенок отраженно или спонтанно, произносит ли он что-либо заученное или отвечает на вопросы. Поэтому все виды речевых упражнений, которые используются для перевоспитания речи заикающегося ребенка, распределены в порядке постепенного усложнения форм речи, то есть от сопряженной к отраженной речи (являющимися для детей самыми легкими видами речи), от диалогической к монологической, далее к спонтанной, эмоциональной речи.
Сопряженная речь – это совместное проговаривание слов или фраз вместе с логопедом. При этом собственная речь логопеда не должна быть монотонной, хотя полный стиль произношения предполагает некоторую замедленность и плавность. Речь логопеда должна быть четкой, с естественной эмоциональной интонацией. Сопряженная речь всегда проводится на игрушках и картинках, содержание которых должно быть понятным и доступным для ребенка 2-3 лет. В самом начале даются картинки, на которых изображен лишь один предмет, но показывая картинку, надо говорить небольшую фразу, например: «Это Аня», «Это автобус» и т. д. Затем даются картинки, где изображено какое-либо действие, постепенно увеличивая количество слов во фразе до трех, четырех, пяти и далее. Например, «Аня идет в детский сад», «Автобус стоит на остановке».
При отраженной речи ребенок повторяет за логопедом готовую фразу. При этом особое внимание обращается на вдох перед проговариванием. Постепенно ребенок повторяет за логопедом небольшие двустишия или четверостишия, рассказы с небольшими фразами.
Диалогическая речь предполагает ответы на вопросы по знакомым картинкам, при ответе одно слово ребенок должен уже произнести самостоятельно. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Например, «На чем катается Аня?» - «Аня катается на санках».
Самостоятельное описание картинок – это монологическая речь. Вначале логопед предлагает для описания уже знакомые картинки. В этом случае переход к самостоятельному виду речи не представляется для ребенка трудным. Подобные речевые упражнения, помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную, одновременно обогащают словарный запас. При самостоятельном составлении фраз необходимо обращать внимание на грамматически правильное употребление предложно-падежных конструкций.
Для самостоятельного рассказывания детям читаются вначале очень небольшие рассказы, главным образом из детской жизни. Они написаны доступным языком, простые по структуре и небольшие по объему.
Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет умение ребенка говорить плавно, без заикания не только с логопедом, но и со сверстниками и взрослыми.
Рациональная психотерапия проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание педагога обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном. Одновременно с мышечной релаксацией проводится большая работа по тренировке детей устойчивости к стрессам. Психолог создает игровые ситуации, при которых дети могут поупражняться правильно выходить из затруднительной ситуации.
Логопедическая ритмика - следующее направление комплексной терапии, которое разработала Гринер В.А. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи заикающихся детей. Двигательные и речевые задания расположены по разделам.
Вводные упражнения развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для заикающихся детей, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих движений. Важно, что упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут проводить и логопеды, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений может служить не музыка, а движения под стихотворное сопровождение.
Упражнения, активизирующие внимание и способствующие повышению координации движений, развивают быстрые и точные реакции на зрительные и слуховые раздражители.
Упражнения, воспитывающие чувство ритма, заостряют внимание ребенка на эмоциональном содержании музыки. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства выразительности могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движений.
В заданиях на координацию слова с движением и музыкой используется общность средства выразительности как музыкальной, так и разговорной речи. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом.
Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игра развивает внимание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывает ловкость и решительность.
Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, усиленном выдохе, шепотом или взахлеб, пение помогает восстановить нарушенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует развитию всех качеств голоса, который у заикающихся детей чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Таким образом, правильное представление о феноменологии заикания, содержание комплексной терапии, ранняя коррекционная помощь способствуют преодолению занятия у детей раннего возраста, готовят их к адаптации в среде дошкольного учреждения.
Литература
1. Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Заикание. М., Академия. 2005.
2. Власова Н.А., Кочергина В.С. Методическое письмо по лечению заикания у детей дошкольного возраста. М, 1956.
3. Шашкина Г.Р. Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста. Сборник материалов научно – практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века: традиции и новации», С. – Пб., 2012.
4. Логопедическая ритмика для детей раннего возраста. Материалы международной научно – практической конференции 19 – 21 апреля 2012 г. «Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве», Москва, 2012.
5. Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах. Материалы VIII Международной практической конференции «Специальной образование», 26 – 27 апреля 2012 г., том II, С. – Пб.