Заранее спасибо за помощь, С уважением. Ольга.
На основании чего ставят ОНР 3-го уровня?
Добрый день, уважаемые логопеды!
Моему сыну 4,3 г. Сегодня поставили ОНР 3-го уровня, дизартрия. В анамнезе - внутриутробная гипоксия - всю беременность была угроза выкидыша. Мы обратились к логопеду сами, т.к. нет звука Р и нечто среднее между С и Ш. В карточке написано вот что: девиация языка, гиперсаливация, фонематический слух и звукослоговая структура слов нарушены, лексико-граматический строй речи нарушен. Меня особенно интересует "лексико-граматический строй речи нарушен" как это проявляется? В разговоре с логопедом в принципе не было сложных предложений. После того как сын отказался рассказывать стишок и сказку про Курочку Рябу, он отвечал только на вопросы логопеда... Поясните пожалуйста на основании чего ставится такой диагноз, особенно, повторюсь, в части "лексико-граматический строй речи нарушен"? Наверно, чтобы было понятно почему я пытаюсь понять КАК ставится такой диагноз я расскажу как проходила наша беседа с логопедом (Л), (Я - это я мама :-) ; Ж - мой сын Женя) Л - что вас беспокоит Я - звуки не все встали л - Женя ну ка встань и громко и четко расскажи стишок ж - я не знаю стихов л - КАК это ты не знаешь стихов? :shock: ж - ну так л - вы что И в садике не учите стихи ж - учим только к праздникам л - а ты что не рассказываешь стихи на праздники ж - рассказываю л- вот и расскажи ж - праздники были давно я не помню л - ну тогда сказку про курочку Рябу расскажи ж - я не знаю л - :shock: л - ну давай тогда расскажи кто у тебя дома живет ж - мама, папа л - а еще ж - охранники Тотошка и Рыжуня л мне - что он говорит я (молчу), она вроде понимает, женя повторяет фразу еще раз л - а это кто Ж - ну охранник Тотошка л (раздраженно) - это кто человек или собака Ж (удивленно) - конечно собака, я же говорю Л - ты мне этого не сказал Л - повторяй за мной строительство, милиционер, (еще что я забыла) Ж - все повторяет Л - называет с эти словами 3 предложения Ж - повторяет ВСЕ!!! больше она с ребенком не общалась. Я дольше писала этот диалог чем он был на самом деле. Еще попросила женю высунуть язык. Гиперсаливация, как объяснила мне врач - это что слюни текут, если высунут язык. При нормальном разговоре слюней у ребенка нет, в уголках рта не собирается, по подбородку не течет. Сын говорит очень много, рот не закрывается, богатый словарный запас, говорит предложениями. При рассказе использует обороты "Вот например," Если так, то", "потому что", "вот если", "который". Мы играем в сочини сказку - я предложение - он предложение придумывает. Играем в съедобное- несъедобное или в транспорт и т.д. Играем в игру "какое" - я называю пердмет, сын говорит какой он, потом меняемся; падежи всегда употребляет правильно. Сейчас начал играть в "слова" по настоящему, называть слово на последнюю букву, правда пока сына хватает слова на 3 . Но сын очень увлекающийся ребенок и с характером, вот если сегодня он интересуется мумиями, то хочет говорить только про то, что ему интересно. Стихи он учит очень быстро, минут 10-20 на четверостишие (скажем к выступлению на утреннике), но так как мы не ставим целью учить стихи, чтобы их кому то декламировать, то вне подготовки к праздникам в садике, стихов он действительно не знает. Моя вина, мы мало стали читать стихов. (( Но я много читаю сыну, книжки слушать может по 3 часа. Женя очень интересуется техническими и так сказать "энциклопедическими" вещами. Например, будет пытать папу как работает холодильник, пока папа не нарисует простейшую схему и сын ее потом таскает и всем рассказывает раз по 20. Читать сынок начал в 3 года: практически сам по говорящим игрушкам выучил все буквы, был бешенный интерес к словам, я пела ему слоги - и он научился их сливать наверно за пару недель. То есть чтобы он рано зачитал - цели не было, получилось в игре, я его не перегружала. Сейчас может уже сносно прочитать предложений 5 на странице, если конечно захочет (ну а заставлять его никто никогда не будет), может прочитать вывески магазинов, когда мы едем в машине. К логопеду мы пошли по тому что я слышу проблемы с произношением Р и шипящих... Простите, что я так много пишу, мне хочется максимально точнее описать ситуацию и свое смятение - неужели мне и моим близким и друзьям казалось что все нормально, а тут такой диагноз Заранее спасибо за помощь, С уважением. Ольга.
Так как, я очень обеспокоена диагнозом, то мы решили сочинять сказку, будто прилетают лунатики и записывают за сыном, все что он рассказывает про землю (под запись сын говорит помедленнее и звуки слышно четко, вчера читали книжку про изобретения, он ее взял и вот что рассказал лунатиком - дословно:
Это американские горки. Вот папа на этой горке катался. И там люди ездили вверх ногами и вниз ногами. А вот это вот станок, на котором печатают бумажку. А потом нажимают ручки и эта ручка заталкивает бумажку глубоко. Велосипеды. Много вот таких вот велосипедов древних. Раньше в велосипедах вот не было педАЛЬ и на велосипедах раньше отталкивались ногами. А потом придумали педали. Это (мам, как он называется?) тандем - это велосипед, у которого 1 ручка, две сидушки, две педали. А вот часы водяные. Это египтяне сделали. Нарисовали богов. часы без электричества, они работают ВОДОЙ. Тут запутался в описании конструкции часов и сказал, что пусть лунатики больше не записывают, а идут с ним печатать книжки. Ольга, интересно, что Вас больше напугало ОНР. чем дизартрия. Хотя: ОНР компенсируется и может никто больше и не узнать, что оно было, а вот дизартрия, если есть остается навсегда, и зачастую вызывает проблемы при овладении письмом и чтением.
Если Вы действительно дословно повторили рассказ ребенка, и там кроме одного слова больше не было аграмматизма (нарушений согласования, пропуска предлогов), то ОНР - не правомерное заключение. Общее недоразвитие речи подразумевает нарушение всех сторон речи при сохранном интеллекте и слухе. Это заключение выносится, чтобы ребенок попал в логосад, может быть была дана рекомендация в логосад?Потому что, судя по Вашему описанию у ребенка ФФН - т.е. ребенка в логосад зачислить не могут, только на логопункт, а дизартрию действительно легче корректировать в логосаду, может быть в этом причина определения ОНР у Вашего ребенка.Заключение ОНР выносится, если у ребенка есть грубые нарушения в грамматике и слоговой структуре слова, лексический запас не является дифференциально значимым критерием, однако у детей с ОНР не просто меньше слов в словаре, а есть специфические нарушения лексики, которых из Вашего описания не видно. А вот есть или нет дизартрия, советую выяснить, поскольку это достаточно серьезное нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью нервной регуляции речевых мышц. Гиперсаливация определяется логопедами при функциональной нагрузке, если бы слюни текли по подбородку, то это было бы ДЦП или еще что-то, поэтому если при выполнении артикуляционных упражнений слюнотечение действительно значительно усиливается, то это гиперсаливация, да. Другое дело, что это не всегда симптом дизартрии, иногда просто особенность ребенка. Марианна, спасибо Вам большое за такой подробный и быстрый ответ. Сложно сказать что меня больше напугало, общий осадок от посещения - у вас все ужасно!!! И ребенок чуть ли не дурак.
Я обязательно покажу другому специалисту малыша. А при дизартрии зондовый массаж и светотерапия дадут эффект, нам предложила логопед делать эти процедуры у нее на дому? Светотерапия на дому....Обращаю внимание коллег- вот до чего доводят инновации!)))
Ну, светотерапия - метод нетрадиционной дефектологии, так сказать, поэтому даст ли он эффект не могу сказать. Зондовый или не зондовый, а любой массаж речевой мускулатуры - да, основной метод коррекции дизартрии. на онр никак массаж не влияет. В принципе, для коррекции дизартрии 3 основных метода: массаж (не только логопедический, но и общий хорошо бы), артикуляционная и дыхательная гимнастика и другие упражнения для развития моторики; и физиотерапевтические процедуры. Плюс необходимо дополнительное направление работы по профилактике специфических нарушений письменной речи. Кстати, гимнастику и массаж, Вы можете и самостоятельно уже начинать проводить. Упражнения представлены у нас в разделе для родителей. Спасибо за разъяснения. Массаж языка как делать мне показали, но логопед сказала, что 20 процедур зондового массажа равны году ручного. Изучаю материалы вашего сайта, спасибо Вам за них огромное. :-)
Ольга,а невропатологу ребёнка показывали?(дизартрия-такой диагноз,что его и неврологи ставят.)Это я к тому,что очень уж быстро логопед вам диагноз поставила и вдобавок предложила домашние занятия.А почему не в поликлинике?
Если дизартрия легкая или стертая, а неврологи - московских поликлиник, вряд ли заметят, к сожалению...Да, и Екатерина права - дети с ФФН - категория для бесплатных занятий в поликлинике. А про зондовый и ручной массаж - это, смотря какие руки))
1
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии. |
ПоискПрямой эфирАнна Шабалина → Логофест 2024Людмила Зуева → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Александра Кондрашова → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Анастасия Таганова → Профессиональный конкурс для логопедов "Звезды логопедии 2024" Юлия Покровская → Издательство "ЛОГОМАГ" приглашает авторов На форуме обсуждаютСОКРАЩЕНИЕ ШТАТОВ ЛОГОПЕДОВ ДОУ Ты – логопед Болезнь Вильсона - Коновалова. Помогите с "удочкой", ловить буду сама. где лучше начать работать логопедом? Вопросы по работе сайтаСвеженькое в библиотекеВ первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. |