Логомаг

Форум

Как проверить диагноз "Угроза ОНР, дизартрия"

Здравствуйте, при подготовке медкарты для детского сада (ребенку год и девять мес.) посетили невролога. Диагноз - угроза ОНР и дизартрия. Врач с ребенком не говорил, только проверил тонус в руках и ногах в конце "осмотра". Все записал "со слов мамы", при этом часть написанного совпадает с моими словами, а часть - нет, в особенности в том, что касается количества и качества слов. Прописал лекарство (заглядывая в какую-то шпаргалку) "пинамилон" (если я правильно разобрала почерк), которое должно стимулировать деятельность нервов, отвечающих за речевое развитие.
Ребенок: мальчик, 1г 9 мес., эмоционален, артистичен, подвижен и ловок, говорит слова - обозначения родственников и домашних животных (мама, мамуя, папа, папупа, баба Юба (Люба), баба Аня, бабуя, Натя (Настя), Нания (Настенька), Кити (кошка Кити); названия предметов , лиц и действий и пр.: ав-ав, кррр или кррн (кран), бии (все насекомые), бай-бай (спать и кровать), ам-ам, дай, на, да, нет, ати (иди), ай-ай (все, что не так), дядя, тетя, буй-буй (вода, купаться), я (показывая на себя), ты (показывая на собеседника), пака (палка), бук (бублик), бука (булка), маня (моё, отдай), копака (лопата), коть (копать), дин (один), каба (колбаса), гать (играть), богаты (богатырь), бу (бутылка, пить), ух-ух (филин), иа (ослик, лошадка с добавлением цоканья), му (корова), га-га (гусь); прилагательные: ма - маленький и мало, бо - большой, бо-бо - больно, мно - много, ах (хороший, красиво) и т.д. еще много единичных слов похожего словообразования.
Составляет простые предложения: Мама ати, ати (Мама, иди, иди), Дай это, Дай каба, ма (Дай немного колбасы), Я - бай, бай, Мама - РРРР - буль - буль (Мама, поехали на машине купаться) и т.д.
Рисует цветными карандашами небо, солнце, воду, цветы (схематично, но правильно по цвету, часто - с оттенками, например, солнце - красным, желтым и оранжевым, гусей, цыплят (все схематично, но узнаваемо), рассказывает, что нарисовал, рисует "под заказ" при желании.
Знает очень много животных, рыб, предметов, действий (по книгам), при чтении сказки помогает рассказывать знакомый сюжет, (Яичко упало (Бух!) и разбилось (ай-ай-ай) и т.д.) дорассказывает стихи (Наша.. плачет - изображает плач, не плачь - гладит картинку по голове, не утонет.. - ав-ав буй-буй (т.к. на картинке собака и мама сказала, что собака сейчас мяч вытащит из воды).
Пожалуйста, разъясните мне, может быть, я "слепая" мама, которая не видит сложностей своего ребенка, и у нас действительно серьезные проблемы, требующие приема лекарств и "наблюдения у логопеда" (как в диагнозе). Или врач поспешил с выводами?
С нетерпением жду Вашего ответа,
с уважением и благодарностью к организаторам данного безусловно полезного проекта,
Лариса Пузейкина.
1.Лекарство, видимо, \"пантогам\"?, инструкция к нему тут: <a href=\"http://logomag.ru/blog/tabletki/83/\">http://logomag.ru/blog/tabletki/83/</a> Сразу скажу, что в принципе пантогам - довольно универсальный ноотроп (препарат, стимулирующий возбуждение вообще в мозге, не только в речевых областях. из-за чего наблюдаемое повышение активности ребенка, в т.ч. иногда диструктивной допустимо). Однако, прежде чем принимать решение о его приеме нужно знать, что 1)он эффективен ТОЛЬКО ПРИ ОДНОВРЕМЕННЫХ занятиях с логопедом или под его наблюдением, рекомендациям; 2) существуют натуропатические средства, способные принести схожий результат

2) ОНР это заключение, не диагноз и определять его вправе только логопед, имеющий специальное ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ образование, т.к. термин этот психолого-педагогический, а не клинический. Угроза ОНР - выдуманное, не соответствующее научной классификации заключение. ОНР либо есть, либо нет, никакой угрозы не бывает. Бывает Задержка речевого развития в возрасте Вашего ребенка. И вот тут вот что: если смотреть на речь ребенка с т.з.литературных источников, к слову сказать написанных более 30 лет назад, то да - у ребенка есть задержка речи. Но если подумать о современных детях. то - мальчики вообще позже говорят фразами, чем девочки; современные дети редко в \\\\1, 9 говорят лучше. Поэтому совета два

1)через полгода попасть на консультацию к квалифицированному логопеду, чтобы либо подтвердить дизартрию (это нарушение произносительной стороны речи не диагностируется раньше, чем в 2,5 года. т.к .до этого времени тонус в мускулатуре может естесвенным образом меняться), либо опровергнуть

2) принимать меры по речевому развития в нормальных пределах, не допуская задержки. но и не провоцируя заикания излишней стимуляцией

Здравствуйте, Марианна. Спасибо за подробный ответ.

Я бы хотела уточнить несколько деталей.

1) Лекарство - не пантогам, а, судя по написанию в карте, пикамилон. Описание я сегодня нашла в интернете. Его можно почитать по этим двум ссылкам, они отчасти друг друга дополняют:
http://docvita.ru/Details/PIKAMILON.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD
Надо сказать, что после прочтения у меня возникли еще более серьезные сомнения в обоснованности его назначения для такого маленького ребенка.

2) Вы пишете, что "существуют натуропатические средства, способные принести схожий результат". Скажите, пожалуйста, какие или где про них можно прочитать. И надо ли их прием также совмещать с занятиями с логопедом.

3) Где в С.-Петербурге есть хорошие логопеды, может быть, Вы посоветуете, куда нам обратиться через полгода.

4) Меры по речевому развитию - это разработка предметно-глагольного словаря (при помощи карточек), хлопки под количество слогов в слове и артикуляционная гимнастика (как я вычитала из форума). Мне понятно здесь все, кроме двух вещей: как делать артикуляционную гимнастику (не нашла) и когда лучше заниматься (перед сном или в другое время). Если ребенок не повторяет, отвлекается или повторяет плохо, добиваться ли результата или хвалить за то, что есть.

Спасибо большое за ответ,
Вы мне очень помогли,
т.к. дизартрия - диагноз неприятный, хотелось бы его избежать, если получится.

Лариса.

Что же, нужно отдать должное неврологам, что они стали писать хоть что-то кроме пантогама. Однако, назначен Вам тот же ноотроп, действие я описала в предыдущем посте. Описание у них действительно страшное: и эпилепсия, и шизофрения. Но нужно отметить, что ноотропы употребляет много нормальных людей, например, я в далеком детстве тоже принимала курс, и думаю, что могу назвать себя относительно сохранной))Но еще раз повторюсь: я сторонник в первую очередь натуральных изменений питания, режима ребенка и т.п., что часто приводит к тому же эффекту, что и ноотропы. Безусловно, если речь идет о необходиомсти лишь незначительной корректировки деятельности ЦНС, не о серьезных случаях.
К сожалению, в доступной форме пока нет статей или книг об этих методах, я готовлю подобную статью к сентябрю. К таким средствам можно отнести: разработанную систему питания, режим дня, употребление продуктов, богатых витаминами группы В, аромотерапию, закаливание и др. Подробно я освещаю этот вопрос на своих семинарах для родителей, если интересно - приезжайте, возможна также дистанционная форма участия, вот тут информация: http://www.magichild.ru/seminar/logoped.htm
Пока у нас нет анкет логопедов из СПб, лично я там тоже никого не знаю, к сожалению.
В сентябре у меня выйдет книга с полной подборкой игр и упражнений для детей с ЗРР, советую ее прочитать. Про карточки - не для Вашего возраста точно. Про хлопки на количество слогов - с 3 лет, до этого рано. Арт.гимнастика - тоже минимум с 2,5 сейчас, если только пассивные упражнения (вашими руками).
Что можно делать сейчас "от дизартрии": в игровой форме развивать речевое дыхание, выполнять игровые арт.упражнения (облизывать тарелку, ложку далеко высунутым языком, сплевывать горох и рис с кончика языка и т.п.). Подробно тут http://logomag.ru/speech-training/. А также можно порекомендовать прищепочный массаж, различными массажерами пальцев рук: http://logomag.ru/shop/category-27/page-1/
"от ОНР", например тут: http://logomag.ru/blog/personal-39/191/
Удачи, всегда рады помочь!

Большое спасибо, Марианна.

Будем развивать речевое дыхание и делать упражнения. Хорошо, что я Вас спросила, а то я уже карточки начала подбирать.
На семинар я обязательно запишусь, но с сентября, т.к. сейчас в основном на даче и без компьютера.
Если можно, известите меня, когда выйдет Ваша книга, и где ее можно будет приобрести. Моя почта - puz_larсобакаmail.ru.

Еще раз спасибо за помощь,
Удачи в Вашем полезном деле,
Лариса.

Если ребенок в 1.9 строит ПРЕДЛОЖЕНИЯ, то никакая ОНР ему ТОЧНО не грозит.
Звуки поставить всегда можно успеть.

А если ребенок еще и рисует, знает и то и это..

Мама.. У нас врачи любят здоровых детей лечить. Вот выпишут они вам лечение, а через пол года вы придете свободно болтающие. Врач себе медаль на грудь - вылечил ребенка! спас!

Вот с нашими детьми-инвалидами у них все не так лихо получается))))
Море-солнце-положительные эмоции все что вам нужно)

Ну, ОНР быть все же может, если у ребенка есть предложения в 1, 9. Алалии не может быть, а ОНР из-за пед.запущенности может. Правда, это не случай Ларисы.

Лариса!Я могу сказать, что заочно, не видя ребенка,трудно дать какие- либо рекомендации.Неврологи сейчас быстро оценивают ситуацию.Если пришла мама на прием к неврологу, значит у него должны быть проблемы, даже если это просто профилактический осмотр.Но здесь нужно не навредить.ОНР можно поставить ребенку только после3-х лет. А дизартрия-это слишком серьезный диагноз.Проверить тонус мышц и сделать выводы так быстро, тогда я сомневаюсь в компетентности невролога. Ну а судить о медикаментах я не вправе. Я не врач, а учитель -логопед.Я понимаю, что прошло определенное время, когда у Вас возник вопрос, но я Вам могу порекомендовать проводить с ребенком занятия по развитию моторики (пальчиковая и артикуляционная гимнастика), заниматься дыхательной гимнастикой.

Людмила, не очень поняла Ваше высказывание \"Если пришла мама на прием к неврологу, значит у него должны быть проблемы\" - поясните: в смысле невролог, поскольку он врач, а всех врачей учат находить патологию, увидит проблему даже если ее нет; или же у всех детей, обращающихся к неврологам априори есть проблема?

Дизартрия - это не диагноз, а речевое заключение, диагноз - это ДЦП. И не вижу чего-то настолько серьезного в дизартрии, с учетом что она почти у каждого 4 ребенка есть в популляции, если бы она была так серьезна, мы бы вымерли....В остальном, безусловно, с Вами согласна.

Ekaterina Dudina 24.10.2011, 22:09 #
Дискуссия прошла мимо меня,но хочу всё же добавить.На дизартрию в раннем возрасте может указывать слюнотечение,трудности в пережёвывании твёрдой пищи,попёрхивание при жевании,носовой оттенок в речи и т.д.Конечно же,следует посмотреть и состояние артикуляционного аппарата.Таким детям трудно бывает высунуть и немного удержать снаружи язык.

1


Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: