УДК 376.1(082)
ББК 74.3
М 63
М 63МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. - М.: ЛОГОМАГ, 2015. –242 с.
Главный редактор
Шаховская С.Н. - к.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО МПГУ
Редакционная коллегия:
Ушакова Е.В. – к.пс.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ
Лямина И.П.–к.п.н., доцент, зав.кафедрой логопедии НОУ ВПО МПСУ
Лынская М.И. – ст.пр. кафедры дошкольной дефектологии ГБОУ ВПО МПГУ
Покровская Ю.А. - ст.пр. кафедры логопедии ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ
© ООО «ЛОГОМАГ»
ISBN 978-5-905025-35-8
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово редактора сборника…………………………………………….…..5
Алмазова А.А., Грибова О.Е. Методы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи и специфика их применения………...……….………………………….7
Бабина Г.В. Реализация развивающего потенциала грамматики родного языка в работе с детьми при алалии………………………………………………………….…………….......14
Бахмаер Е.М. О трудовом воспитании умственно отсталыхдошкольников……… ….…21
Баранова Л.В. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………...25
Быкова К.М., Покровская Ю.А. Современные подходы к пониманию дисфагии……....29
Визель Т.Г. Нейропсихологический подход к дифференциации видов системного нарушения речевого развития…………………...…………………………………..………45
Глущенко Н.В. Сочетанные дисграфии в практике школьного учителя-логопеда….…...53
Григорьева Е.С. Развитие речи у детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста…………………………………….…59
Гришина М.И. Активизация речи и памяти у детей с задержкой психического развития средствами мнемотехники………………………………………………………………...….68
Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Формирование коммуникативных умений взрослых заикающихся средствами комплекса технических и программных средств в процессе логопсихокоррекции…………………………………………...……………………………..75
Дроздова Л.М., Соловьева И.Л. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениямислуха………...……………………………………………….…..…83
Киселева Н.Ю. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения у учащихся 3-5 классов…………………………………………………………………………….…….…87
Мерзлякова В.П., Рау Е.Ю. Роль мотивации достижения успеха и ее формирование в процессе логопсихокоррекционной работы с заикающимися подростками и взрослыми……………………………………………………………………………………..91
Митрофанова Е.А. Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми…………...………………………………………………..…………..98
Назарова О.С., Семенова Е.В. Приемы развития и коррекции грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы в процессе формирования навыков межличностного взаимодействия ……………………………...…………………………..105
Поварова И.А., Иванова Е.А. Терапевтические мишени для психологической коррекции психосоматических проявлений у лиц с нарушенным речевым общением в системе комплексной логопсихотерапии……………………..…………….……………………….114
Прищепова И.В. Недостатки и пути формирования потребности в усвоении орфографии у младших школьников с дизорфографией…...............................................................…...130
Рау Е.Ю. «Коммуникативная ритмотерапия» как универсальная интегративная технология коррекции речевых нарушений и совершенствования речевого мастерства в профессиональнойдеятельности……………...…………………………………...………..135
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья ………………………..148
Ромусик М.Н. Личностно-ориентированный подход в социальном развитии ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР...………………...…………………………...…..153
Рудомётова Ю.Ю., Москалёва В.В. Использование маски-пленки в структуре индивидуальной работы у пациентами с дизартриями……………………..………...…..158
Сайманина М.А. Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи…………...……………………………....…172
Синицына В.С. Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры………………………………………………………………...……176
Соболь А.С. Идентификация и актуализация эмотивной интонации учащимися с недоразвитием речи в процессе чтения……….………………………………………...….182
Спиридонова О. В., Цилимецкая А.В. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастас ОВЗ в условиях ГОБОУ ЦПМСС……..186
Суховерхова А.М. Анализ российских веб-сайтов на предмет доступности информации для людей с нарушениями зрения……………………………………………………….…190
Трезинская Г.Н. Повышение компетенции родителей – залог эффективности коррекционного процесса………………………………………...…………………………196
Уварова Т.Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с отклонениями в развитии в условиях детского сада комбинированного вида……..…...201
Чайкина А.С. Модель темпо-ритмической организации речи семейного окружения заикающихся младших школьников…................................................................................209
Чубрик Н.В., Паршина Е.С. Восстановление речи в тяжелых случаях после инсульта………………………………………………………………………………………216
Шистерова Т.А., Ященко Е.Н. Опыт работы ГОБОУ ЦПМСС по экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманскойобласти…………..….221
Шишенок Ю.В. Анализ проблемы семантизации лексических единиц школьниками с недоразвитием речи………………………………………………………….………………225
Шуляк И.А. Система работы по коррекции нарушений речи в условиях школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (из опыта работы)……………….……230