Логомаг

Марианна Лынская

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

К вопросу у степенях речевых нарушенийМарианна Лынская


Коллеги, меня пугает "некоторая" неосведомленность современных логопедов в детерменирующих диагностическую деятельность вопросах. Как то - не раз мне приходилось слышать от опытных логопедов, что алалия есть синоним безречия. Также поражают названия некоторых диссертаций и учебных пособий о стертой ФОРМЕ дизартрии...Но, позвольте!
Алалия - есть по сути заболевание. В том смысле, что нарушение нервной системы мы можем с долей условности называть заболеванием. Всем известно, что заболевание имеет несколько степеней. Факт! Так почему мы забываем о таковых при алалии!?Ведь безречевым, неговорящим является лишь алалик тяжелой степени. А алалик в легкой степени очень даже говорящий, мало того иногда тяжело дифференцируемый от тяжелой степени, скажем, сенсорной функциональной дислалии!!Не верите мне, читаем у Ковшикова (надеюсь, его авторитет не оспорим):

Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем: первая (самая тяжелая), вторая (средней тяжести) и третья (легкая) степени нарушения системы языка (или, по терминологии других авторов, первый, второй и третий «уровни развития (недоразвития) речи»).

Таким образом, мы понимаем, что тяжелая степень алалии может соответствовать 1 уровню речевого развития при ОНР, а легкая - 3. 

Теперь о стертой дизартрии. Все исследователи, классифицируя дизартрию, исходят либо из локализационных признаков (псевдобульбарная, бульбарная и т.п.), либо из симптоматических (гиперкинетическая форма, например). НИКТО не выделяет форму дизартрии по ее степени! Таким образом, может существовать стертая СТЕПЕНЬ дизартрии, или проще стертая дизартрия, но НЕ ФОРМА! К тому же есть четкая дифференциация этих самых степеней, и облигатных признаков им соответствующих. Так почему, мы заглядываем в рот дошкольнику: видим выраженный гиперкинез (язык совершает беспорядочные движения), явную девиацию, тонус, у него полафавита отсутствует, а мы определяем СТЕРТУЮ дизартрию, но позвольте: а что же тогда легкая - ДЦП?!

Призываю всех быть грамотными и следовать науке, а не ее псевдопоследователям!

Приношу извинения за категоричный тон поста, накипело!!

Марианна Лынская 03.01.2012, 00:18 Комментарии 38
КОММЕНТАРИИ
София Кац 07.01.2012, 23:46 #
У меня возникает следующий вопрос относительно дизартрии. Основным звеном коррекции дизартрии являются упражнения.Упражнения при разных формах дизартрии должны быть разными. Почему на дефеках не преподают основы лечебной гимнастики, на которых можно построить эффективные упражнения для ДАННОЙ формы дизартрии?


Основным звеном коррекции дизартрии является артикуляционная гимнастика и массаж, если мы говорим о коррекции нарушений произношения. И их преподают в вузах (о качестве сейчас не говорим).Если мы говорим об упражнениях для коррекции дизартрии у взрослых или при ДЦП (например, для коррекции гиперкинезов и пр.), то это вне компетенции логопеда, т.к. лечебная гимнастика - это специализация массажиста и инструктора по ЛФК. Логопед также не имеет права делать общий массаж, только логопедический.

София Кац 08.01.2012, 23:22 #
Я имею ввиду коррекцию подкорковых нарушений артикуляционной и мимической мускулатуры. Говоря о массаже, тот массаж, который показан на всевозможным курсах (анализ я делать не буду) направлен на спастико-паретическую форму дизартрии. Имеется методики массажа, которые направлены на ослабления гиперкинезов в лицевой мускулатуры. Если я смогу оцифровать методику, то обязательно выложу, если модераторы будут не против.
Говоря об гиперкинезах в мимическо-речевых мышцах, то следует отметит, что упражнения при них имеют отличные черты.

Ну, подкорковые нарушения и есть гиперкинез, ну, еще синкинезии. В университетах учат массовости, так построена программа. Например, учат, как формировать фонематическое восприятие, но не учат в чем разница между его формированием у сенсорных дислаликов и сенсорных алаликов, ибо не массово. Так и дизартрией: псевдобульбарная, она же спастико-паретическая - это массовость, а гиперкинез - нет. Это отвечаю на Ваш вопрос "почему", а так это не хорошо, конечно. Вот сейчас все будет по-новому, логопедов больше не готовят, готовят бакалавров с этого года, предусмотрен профиль Обучение детей с нарушениями ОДА - т.е. 4 года об этом, там видимо, будут рассматриваться такие частные методики.

Дарья Иванченко 09.01.2012, 14:43 #
Я имею глупый вопрос: часто читаю на форумах, слышу от родителей, что ставят ОНР без алалии. Это миф? Слышала основание от одной из родительниц,что именно только ОНР без алалии, потому что при отсутствии речи в 3 г 4 мес. на всех исследованиях мозга всё было красиво, в пределах нормы.
Еще, к тому, что логопеды еще пытаются разобраться в дизартрии, формах и степенях, то неврологи в районных детских поликлиниках вообще не в курсе, что она есть и они могут как-то помочь ребёнку. Неоднократно отсылала в нашу поликлинику ребёнка с дизартрией, возвращали, крутили у виска насчёт моих волнений с диагнозом \"нарушение осанки\".

Дарья, в ответ на Вашу мысль выскажу свою крамольную)Думаю, что в условиях современного личностно-ориентированного обучения и блаблабла, ОНР вообще отмирает как заключение. То есть, если логопед пишет ОНР, не уточняя клинико-педагогическую форму, то уровень его компетенции оставляет желать лучшего. С другой стороны, в современных исследованиях (если можно их так назвать, ибо для меня - исследования Лурия, Леонтьева, Бурлаковой, Ахутиной - это исследования, а когда люди пишут диссертации о том, что при онр есть нарушение речи, ну, что тут скажешь...), так вот в современных исследованиях, мне кажется часто за ОНР стоит обычная пед.запущенность. И нет никакой алалии. Но пед.запущенность звучит, наверное, не так красиво как ОНР.
С третьей стороны, дети сейчас другие, и язык другой, в том числе у взрослых, интернет-общение и прочие суррогаты, нужно менять возрастные нормативы и логопедические заключения!

Дарья Иванченко 09.01.2012, 16:52 #
О, я очень с Вами согласная, мысль совсем не крамольная. ОНР 2- 3 уровня в садовском варианте, который я ежедневно наблюдаю - недоработка родителей в раннем возрасте и отсутствие компетенции воспитателей в области развития речи.
Мне кажется, что все классификации, которые давали нам в институте еще всего-то 7-10 лет назад уже не работают. Ибо не встречаются "чистые" дети с чистым диагнозом. У нас с подругами-логопедами есть шутка: "Как, у ребёнка алалия с дизартрией? Не может быть, они а разных страниц учебника по логопедии".))
А современные исследования в России в области дефектологии - они-то не миф?)) И смена нормативов -в смысле отодвинуть сроки появления слов, фразы и т.д. на более поздние?

Ну, как минимум отодвинуть, да. Эти нормы были описаны, когда? Когда были дети Чуковского и Гвоздева, так сейчас другие дети. Нет, безусловно, есть и такие же, но они не масса, а норма - по определению масса. А у нас масса - дизартрия, и даже не стертая, к сожалению. По алалии - Ковшиков пишет, что она встречается у 0,1 % детей, а Ефимов (в прошлом году исследование), что у 8 %, вот и надо думать, что все теперь другое.
Шутка - зачет))

Иоанна Ицкович 12.01.2012, 23:14 #
Марианна Ильинична, во многих книгах слова "ОНР" и "алалия" используются как синонимы, в отличие от задержки речевого развития, которая имеет такие же симптомы, но отличается в динамике, ее коррекция быстрее и легче.
А у нас профессор, которая 40 лет назад писала диссертацию по алалии, сейчас задает нам вопрос: Чем отличается алалия от ОНР?И отвечает: Алалия - это неврологическое заболевание, а ОНР - это задержка речевого развития, вызванная пед.запущенностью.
Что Вы думаете о такой классификации? Чем вообще может быть вызвано ОНР?

Ну, в какой-то степени, я с ней согласна. В смысле, что алалия - это действительно заболевание, т.е. всегда вызвана биологическими факторами, а ОНР - явление скорее социальное, и вполне может быть вызвано пед.запущенностью. Однако, я считаю, что нельзя смешивать понятия ОНР и ЗРР, однако в понятие задержки я вкладываю не столько временной характер (до 3 лет), а функциональный. Т.е. по моему мнению, задержка может быть и в 5 лет.

Дарья Иванченко 13.01.2012, 11:18 #
М.Л.:"Т.е. по моему мнению, задержка может быть и в 5 лет."
Только что я закончила курсы по ранней помощи в МГПУ. И все преподаватели кричали в один голос, что ЗРР - только до 3 лет, хаяли логопедов, которые пишут ЗРР аж до школы.
Тогда вопрос: в 5 лет как Вы будете отграничивать ЗРР/ОНР? Если грубо, то проанализировав все компоненты речи и ответив для себя на вопрос: состояние речи соответствует более младшему возрасту или оно нарушено специфически и неравномерно?
В моей голове до недавнего времени было всё более-менее чётко: алалия и онр были равны, просто они были из разных классификаций. Чем больше учусь, тем больше запутываюсь.
У меня чешутся руки залезть на один медицинский форум и открыть там дискуссию с неврологами по алалии и дизартрии. Боюсь, нас, логопедов, ждёт много открытий относительно того, как они (неврологи) расценивают эти состояния. )

Юлия Покровская 13.01.2012, 13:06 #
Почему мы ограничиваем ЗРР до 3х лет: потому что в дальнейшем задержка речи негативно влияет на другие процессы, в первую очередь на формирование мышления... И кроме того, общедоказанно, что детский мозг наиболее пластичен до 3х лет, и все что может само собой выровняться возможно до 3х лет... Может ли быть задержка в 5 лет, да, но это так же редко как например, сенсорная алалия, бывает, но скорее является исключением. А в своей массовости ЗРР до 3 лет, поддерживаю коллег.

Давайте вернемся к истории: термин ОНР ввела Левина для объединения детей с алалией для их воспитания в группах. Ну и наконец, ОНР - это ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ термин, а алалия - КЛИНИЧЕСКИЙ со всеми вытекающими последствиями. Несколько несогласна с М.Л. про ОНР обусловленное педзапущенностью, ребенок в этом случае может не знать частности (ну не видел никогда киви или не пробовал лимон), но это не может быть ОНР с нарушениями лексики, грамматики, связной речи, слоговой структуры... Если только ребенок-маугли, но там другая история.

Дарье: имея огромный опыт общения с неврологами скажу, что дизартрию они (в своем большинстве, конечно есть исключения) рассматривают как сопутствующее явление при поражениях ГМ (например, при инсультах) и в основном у взрослых. Про алалию имеют очень смутное представление... Так что этот спор заранее обречен на односторонее мнение, к сожалению.

Иоанна Ицкович 13.01.2012, 13:08 #
Марианна Ильинична, Вы согласны, что задержка - это состояние речи, соответствующее более раннему возрасту?
Можно ли сказать, что ОНР - широкое понятие, включающее в себя специфические нарушения речи, вызванные различными причинами: алалией, зпр, социальными причинами, интеллектуальными нарушениями, особенностями коммуникативной сферы ребенка... Чем ещё?

Юлия Покровская 13.01.2012, 13:43 #
Нарушения речи при ЗПР и интеллектуальных нарушениях ни в коем случае не входят в понятие ОНР, это специфические нарушения речи, обусловленные ЗПР или у/о

Дарья Иванченко 13.01.2012, 14:19 #
Иоанне: ОНР точно не вызвано ЗПР и интеллектуальными нарушениями. ОНР по поределению - это сохранный слух и интеллект. При ЗПР и УО пишется "системное недоразвитие речи"

Иоанна Ицкович 13.01.2012, 16:17 #
Спасибо всем за ответы.
Так то все понятно. И когда ребенка видишь - тоже понятно, что с ним делать, и неважно, как это называется. В процессе работы уже корректируешь какие-то приемы, уточняешь заключение. Ребенок обучается, все довольны.
Юлия Александровна, согласна с Вами на 100%!!! Но мне той даме экзамен сдавать, и не один(((

В целом, я понимала, что фраза задержка после 3 лет вызовет баталии. Поэтому я не буду в них вступать, лишь обосную свое мнение:
задержка речевого развития - это функциональное состояние нервной системы, которая может усугубиться и привести к какому-либо нарушению (ОНР, заиканию, функциональной дислалии). С другой стороны, представим, что функционально ассоциативные связи так и не сформировались, ибо с ребенком не занимались, и что мы напишем ОНР?Напишем, но суть то останется - функциональная ЗАДЕРЖКА.
С другой стороны, такого термина ЗРР вообще нет ни в одной классификации.
Юлия, алалия - термин из клинико-педагогической классификации, кстати, во всем мире его нет, а есть дисфазия развития, что более правильно, и чем алалия, и чем зрр.
И, да, сенсорная алалия - уже совсем не редкое явление, а вполне массовое, к сожалению. По последним данным: сенсорная алалия легкой степени есть у 7 % детского населения - а это очень много!!
Иоанна, я думаю, что все здесь прочитанное стоит выкинуть из головы перед экзаменом. И на нем давать четкое общепринятное определение ОНР. В то же время, обобщая все вышесказанное, я скажу, что для меня ОНР - это все равно что "головная боль" для невролога - т.е. описание состояния, но не вскрытие его механизма.

Юлия Покровская 13.01.2012, 21:45 #
К сожалению, сейчас, особенно для неврологов, термин ОНР является своеобразной "мусоркой", потому что суда можно написать все, что угодно.. Я своим студентам всегда говорю и здесь повторюсь, работать нам не с диагнозом, а с конкретным ребенком и то, насколько четко вы определите свой диагноз определяет результативность вашей работы... И отдельно М.Л., с одной стороны хорошо, что наши студенты имеют возможность наблюдать наблюдать за нашими баталиями, но с другой стороны, дай бог, пусть им это не помешает ни на экзамене, ни тем более на госах... И, Марианна, свою практику, и общепринятую практику не стоит объединять, ведь большинство логопедов чистую сенсорную алалию видят 1-2 раза всего, в отличии от вас... Хотя отрицать, что большинство детей имеют мото-сенсорную алалию я не буду... Но ведь студентов важно научить, как вы пишете, массовости... Но очень трудно не выносить в научные дебаты студентов, если они проходят открыто... Не могу решить для себя что же лучше: воспитать одну "звезду" или много рядовых обычных логопедов...

Я не имею в виду свою личную практику, см. исследования Кожушко, Ефимова и ряда др., в т.ч. зарубежных исследователей, не берусь здесь приводить, ибо боюсь ошибиться в написании. Но в Европе и Америке наиболее частой причиной речевых нарушений является первичная корковая слуховая недостаточность (суть-сенсорная алалия), просто метод ее определения возник не так давно (10 лет назад), и, к сожалению, с ним знакомо мало неврологов. Я, конечно, не имею в виду тяжелую сенсорную алалию, а имею в виду ее легкую степень, и 7 % - это не мои данные, а объективные данные срезов.
К счастью, Иоанна - не рядовой логопед, а скорее "звезда", побольше бы нам с Ю.П. таких, кто интересуется и подвигает логопедов на такие дебаты:))

Дискуссия - просто не оторваться) Позволю себе встрять. Марианна и Юлия, как вы наверное уже заметили, и молодые и логопеды со стажем сейчас часто затрудняются с вынесением логопедического заключения (столько всего и неконкретного). В связи с этим у меня возник вопрос: может открыть блог, где сомневающимся коллегам могли бы давать подсказки по заключению? Стану первая в очередь на консультацию:)

Видите ли, Ольга. Блог подразумевает собой не только общение, а в первую очередь информацию, поэтому кто-то должен быть настолько смелым, чтобы объявить себя гуру, что выложит определения, верные заключения и т.д. И подвигнет к их обсуждению. Поэтому тематическим он быть не может, ибо субъективен. А в рамках личных блогов мы будем рады обсуждать такую тему. Может быть, Ольга, Вам открыть блог и Вы будете вести там эту тему?

Ну, для меня ещё само понятие-то "блог" - слово нецензурное:)) Но предложение заманчивое, поскольку тема, как мне кажется, очень актуальная.

Дарья Иванченко 14.01.2012, 18:07 #
Юлия, я за дискуссии! Без дискуссий здесь, между логопедами-преподавателями, обычными логопедами, без дискуссий с неврологами, нейропсихологами нашей науке не сдвинуться с места. Всем уже понятно, что если мы не договоримся с врачами, то будем как лебедь, рак и щука. И озарений не дождаться нам, практикующим, без общения.
А насчёт звёзд и обыкновенных логопедов: Вы, преподаватели, вкладываете во всех одинаково, а уж в ком прорастёт зёрнышко таланта никто не знает.)

Дарья Иванченко 14.01.2012, 19:55 #
Да, насчёт дискуссии с неврологами я наверное погорячилась) Просмотр порядка 20 тем с запросом в поиске "алалия" и вывод: у неврологов нет препаратов, стимулирующих речевое и познавательное развитие. Отрицается эффективность всех лекарств, которые мы видим в назначениях у детей,которые к нам приходят. ЭЭГ невролог назначается только для исключения эпилепсии. И ни один метод исследования мозга не информативен для выявления локализации нарушения речи. Мне понравилась фраза невролога в ответ на вопрос мамочки о том, что зачем тогда пишут "поражение ЦНС": "Когда неохота думать и проводить диагностику, легче всего сказать, что это поражение ЦНС - пальцем в небо и всё равно будешь прав". Мнение неврологов на этом форуме однозначно: нарушениями речи занимается только логопед, невролог ничем тут не поможет.

По поводу локализации - у ребенка не бывает локализационных нарушений! Алалия - это диффузное нарушение гипокампа, ствола и др. структур. Дизартрия также крайне редка бывает локализована, поэтому и не у многих есть средства для выявления и медикаментозной поддержки. Это объективно.
Субъективно - есть логопеды думающие, есть нет. Также и неврологи, есть думающие, а есть, как Вы, Дарья, верно написали- пальцем в небо.

Дарья Иванченко 15.01.2012, 11:38 #
Я понимаю, про локализацию алалии я уяснила уже, не без Вашей помощи.)) Но при этом, нас на курсах повышения квалификации учат (не неврологи, а логопеды), что мы должны ребёнка с нарушениями в развитии сначала направить в неврологу, где ребёнку рутинно проведут ЭЭГ, нейросонографию, РЭГ, а может даже и МРТ. А в итоге мы в луже: слишком умничаем не по делу. Это я снова к тому, что чем больше узнаю, тем больше запутываюсь.

В том-то и дело, что учат нас одному, а в жизни выходит - у каждого корона на голове. Если бы ПМПК проходили все как положено - в присутствии всех специалистов, в том числе врачей, где можно было бы непосредственно на месте обсудить какие исследования необходимы ребёнку и необходимы ли вообще, тогда не было бы обоюдных претензий. К сожалению, лень думать и проводить диагностику больше смахивает на равнодушие((.
Приходит мамочка к неврологу на обход перед садом.
Врач: -Что беспокоит?
Мамочка ошарашено: -Ничего.
Врач пишет - здоров.

Уважаемые коллеги прочла ваши истории. И сказала себе какие у нас хорошие невропатологи работают не вывелись ещё Слава Богу. Посылаю мамочку к врачу и подробно обьясняю ей на что пожаловаться. Доктор обследует, при необходимости назначает нужные лекарства, процедуры ... И эффект просто замечательный.

Гульназ, так напишете нам фамилии этих врачей! Страна должна знать своих героев!

ОНР по поределению - это сохранный слух и интеллект.

ээээ. ОНР 1 в 5,7, 10 лет это сохрнный интеллект?
Или как мы обзовем безречевого ребенка школьного возраста?

у неврологов нет препаратов, стимулирующих речевое и познавательное развитие.

почему? при ЗРР их множество.

А вот с 3 лет, когда очевидно, что это уже не просто ЗРР, а гораздо, гораздо глубже, невролог и правда бессилен. Ибо это поле психиатра. Но и они зачастую бессильны.

Надежда, детей школьного возраста обычно называют - дети с тяжелыми нарушениями речи

Да, и интеллект сохранен имеется в виду первично, так же как и слух

Иоанна Ицкович 20.01.2012, 21:10 #
Марианна Ильинична, а в чем разница между формированием фонематического восприятия у сенсорных дислаликов и сенсорных алаликов?

Если имеется в виду именно "формирование",а не развитие, то нужно исходить из степени. Так, сенсорная алалия в любом случае нуждается в уточнении правополушарных слуховых образов, а дислалики только в случае тяжелой степени. Если речь идет о развитии, то разница в динамике и качестве.

Иоанна Ицкович 22.01.2012, 19:01 #
Понятно. А может быть есть какие-то упражнения, более эффективные для той или другой категории детей?

Нет, упражнения отличаются только направленностью и степенью сложности.

София Кац 24.01.2012, 11:24 #
Извините, я сейчас буду писать не об алалии, дизартрии, а о детях с ОДА.
Дело в том, что под понятием дети с ОДА часто подразумевается ДЦП с сопутствующими нарушениями.
Но дело обстоит несколько иначе.
В группу детей с ОДА входят и дети с хондродисплазиями и другими нарушениями костей, позвоночника и т.д.
Но я буду писать о хондродисплазиях.
При многих хондродислазиях у детей нормально развитая ЦНС.
Но часто их лечение сводится к лежанию в спец.. приспособлениях до 12 часов в день.
При таком лечении у них крайне ограниченная внешняя среда, которая препятствует развитию по возрасту нормальной речи.
В таком случае нарушения речи есть, а мозг сохранен.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: