УДК 376.1(082)
ББК 74.3
М 63
М 63МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 6. - М.: ЛОГОМАГ, 2017. – 198 с.
Главный редактор
Вятлева Ю.Е. – к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ
Редакционная коллегия:
Покровская Ю.А. - ст.пр. кафедры логопедии ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ
Уклонская Д.Е. – к.п.н., доцент, логопед НУЗ ЦКБ №2 им. Н.А.Семашко ОАО «РЖД»
Ушакова Е.В. – к.пс.н., доцент, начальник отдела ГППЦ ДОгМ
Шулекина Ю.А. - к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ
Научно-практический альманах «Мир специальной педагогики и психологии» адресован широкому спектру читателей, интересующихся проблемами обучения, воспитания и реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросами инклюзии, итеграции и социализации в системе образования и здравоохранения России и зарубежья. Публикуемый материал является результатом исследований ученых, преподавателей, аспирантов и магистрантов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов; методических разработок и практического опыта квалифицированных специалистов, работающих в области коррекционной педагогики и психологии. Данный сборник полезен дефектологам и педагогам системы специального, общего и инклюзивного образования, сотрудникам медицинских учреждений, студентам профильных ВУЗов и родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово редактора сборника…………………………………….………….4
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ
Рау Е.Ю. Вклад профессиональной династии Рау в отечественную логопедию…………6
Зонды профессора Ф. А. Рау для постановки и исправления произношения звуков...…20
Рау Ф.А. , Рау Ф.Ф. Научные основы обучения произношению…………………...…..21
Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста…………………………………………...………………………….….32
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА СПЕЦИАЛИСТА
Болковенко О.А. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса с учетом интегрированного подхода к обучению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………………………43
Вятлева Ю.Е. О проблеме подготовки дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием к обучению в школе: от простого к сложному……………………………52
Владимирова Э.А., Емельянова Е.В. Лэпбук как средство развития речи в различных видах деятельности…………………………………………………………………………...60
Власенко С.О. Песочная терапия в становлении связной речи…………………………..66
Высоцкая И.В., Шуляк И.А. Специфика работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы………………………………………………………………………………………….70
Григорова А.А., Никитенкова И.С., Тюрина Н.Ш. Компетентностный подход в подготовке специалистов системы специального образования: взгляд студентов………75
Гусаров С.В. Некоторые вопросы психолого-педагогической работы с заикающимися взрослыми в условиях актуального речевого общения……………………………………82
Дяйкина В.В. Читательские умения учащихся начальных классов общеобразовательной школы при работе с учебником по литературному чтению …….88
Ельникова А.Е., Шашкина Г.Р. Эволюционное заикание как доминирующая область исследования………………………………………………………………………………….93
Ефремова Ю.М. Возможности внеклассной и внеурочной деятельности для успешной социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи…………………………………99
Кузнецова Г.В., Ковалева Г.А. Изучение предпосылок формирования изобразительной деятельности у дошкольников с детским церебральным параличом……………………108
Максименко О.П. Обобщение опыта на тему: Формирование коммуникативных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра…………………...126
Мурина Н.Д., Шашкина Г.Р. Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и её роль в комплексе медико-педагогической работы с заикающимися……………………………………………………………………………….144
Садекова Е.С. Основы формирования единого образовательного пространства семьи ребенка с поражением центральной нервной системы…………………………………...151
Светикова С.В. Теоретические и методологические основы драматизации и ее применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………….…158
Серябкина А.И., Шашкина Г.Р. Значимость ролевых игр в коррекции заикания в работах П.И. Исагулиева……………………………………………………………………161
Суранова Д.У. Исследование словообразовательных возможностей у детей с кохлеарным имплантом……………………………………………………………………..166
Туба Н.В. Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольной и школьной ступеней образовательной организации (комплекса)…………………………………….172
Шулекина Ю.А. Сравнительный анализ технологий работы с учебником по русскому языку в системе специального и инклюзивного образования …………………………..183